30 декабря 2019

Сергей Пускепалис: "Если работать, то на полную катушку"

Интервью худрука Волковского театра для портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС

Четыре месяца назад коллектив знаменитого Театра имени Волкова — визитной карточки Ярославской области — возглавил Сергей Пускепалис. Актеру и режиссеру удалось разработать наиболее убедительную и перспективную концепцию развития театра и защитить ее в рамках конкурса в Минкультуры РФ. О своем принципе работать "на всю катушку", новогодней постановке о перемещении в прошлое и обаянии регионального театра Пускепалис рассказал корреспонденту портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС.

— Сергей, чем после работы в Москве вас привлекла возможность возглавить региональный театр? Ведь это, по крайней мере, на первый взгляд, совсем другой масштаб.

— Во-первых, я уже работал здесь главным режиссером около 10 лет назад, поэтому знание этого коллектива, театра у меня уже есть.

Во-вторых, это ведь первый русский профессиональный театр, а сейчас он еще и получил особый статус как объект культурного наследия народов Российской Федерации. Вы сами все видели, какое это здание уникальное. Не секрет, что вечером в Ярославле тихо. А этот театр горит, переливается и вызывает только одно желание — зайти туда.

Но самое главное, наверное, это климат, который сейчас существует в труппе, доброжелательность, понимание, желание работать больше, лучше. Радовать зрителей. Зарабатывать.

И потом, мне нравится Ярославль, сам не знаю почему. Я со многими тут подружился, слушаю их мнения, они меня слушают и всегда готовы помочь.

— Не кажутся ли вам нынешние обязанности скучными — наверняка же приходится решать очень много организационных вопросов?

— Есть, конечно, административная функция, от нее никуда не денешься, но ничего, мне интересно. Я надеюсь, что приношу пользу. Плюс это ответственная работа, и я стараюсь никого не подвести. А как получается — не мне судить, это решают зрители и режиссеры.

Почти сразу я постарался тут создать прозрачную систему оплаты. Люди должны понимать, из чего состоит их зарплата, как отражается на ней стаж, прежние заслуги и даже посещаемость самого театра. Ведь от того, как мы сыграем, выложимся или нет, зависит, будет ли спектакль хорошим, сколько придет зрителей и так далее.

Все наши расходы теперь тоже можно проверить, все лежит в открытом доступе — любой человек может узнать, сколько куда уходит. Я сам внимательно слежу за нашими расходами, чтобы не было ненужных и глупых трат.

И еще в этом году в театре появился художественный совет, состав которого определил сам коллектив голосованием. Я тут ничего не придумывал, только подсчитал количество голосов и оттолкнулся от того, что именно этих людей хотят видеть коллеги своими представителями при обсуждении важных решений.

— Что еще сейчас в числе ваших приоритетов?
— Хотелось бы увеличить зрительскую аудиторию за счет создания новой малой сцены. По факту она есть и сейчас, но недостаточно эффективна, поскольку на ней нельзя параллельно с основной играть спектакли. Чтобы найти место, мы планируем вывести из театра художников, декораторов, столяров, разместив производственные цеха в другом здании. Это наше предложение было одобрено Владимиром Ростиславовичем Мединским, и от него уже получено согласие на вывод производства из театра.

В январе сделаем показы в Малом театре, в марте — во МХАТе имени Горького. Потом они приедут к нам со своими постановками.

Будем также ездить с нашими спектаклями и по отдаленным районам самой Ярославской области.

— Нацпроект "Культура", который сегодня реализуется в России, делает ставку на детей как на будущих зрителей "взрослого" театра. Ваш театр работает с детской аудиторией?

— Частично для этого мы как раз и планируем вскоре создать культурно-просветительский центр на базе театра для школьников и студентов. Это будут лекции о театре, знакомство с театральным делом, погружение в процесс репетиций, создания декораций, костюмов, встречи с интересными людьми...

А недавно запустили проект "Открытый театр": люди, покупая билеты, могут "окунуться" в закулисье — посмотреть, как репетируют актеры, например. Или сходить в театр на экскурсию, которую проводят для детей и взрослых сами артисты. Это вызвало дополнительный интерес к нам у населения.

Театр должен быть открытым, чтобы люди понимали, что там приятно, там тепло, там интересно.

— Сегодня в театре я застала репетицию нового спектакля, как раз детского — "Город застывшего времени", премьера которого будет в конце декабря.

— Делает этот спектакль известный актер и мой друг Сергей Стёпин. Я всегда очень серьезно подходил к новогодним праздникам в свою бытность главным режиссером. Дети должны иметь возможность прийти в театр, привыкнуть к нему. Праздничные спектакли у нас всегда яркие. Сейчас мы помимо эффектности хотим и идейность какую-то в него вложить, чтобы дети понимали, что такое Новый год, и знали историю этого праздника.

Наши герои-подростки на машине времени перенесутся в прошлое и увидят, как Новый год отмечали в разные эпохи нашей страны, в тяжелое время, например в годы войны, в хорошее. Мы даже вспомним про Олимпиаду-80 и знаменитого мишку.

Детям будет и интересно, и полезно узнать то время, когда их дедушки и бабушки тоже были маленькими. 24 декабря мы открыли в нашем театре выставку детского рисунка, и вместе с ней стартовала череда этих спектаклей — даем по два в день.
— Как сами проведете Новый год?

— Уеду на Кавказ, в Железноводск, с женой. Я там живу, поэтому в праздники всегда стараюсь туда поехать.

— Сейчас многие театры включаются в систему виртуальных трансляций, чтобы их спектакли могли увидеть не только жители конкретного города, но и всей России. Будут ли такие технологии внедряться в Волковском театре?

— Как раз в рамках просветительского центра мы хотим транслировать спектакли и показывать их в кино в рамках проекта "Театральная Россия". В наших ближайших планах — заключение договора о сотрудничестве с Эльмирой Щербаковой, генеральным продюсером проекта "Театральная Россия", руководителем фондов "Культурные сезоны" и "Мир и гармония". Хотим создать аудиторию, которая бы смотрела совместно со зрителями постановки по телевидению и потом их обсуждала. Такой аналог "Закрытого показа" — на "Первом канале" когда-то была такая программа.

— Как вы совмещаете работу в кино и Волковском театре?

— Тяжело. Но справляюсь — у меня очень хорошие помощники в театре, поэтому какие-то внутренние вопросы на них, но принципиальные вопросы я решаю сам.

— Но желания уйти из кино у вас нет, чтобы сосредоточиться на новой должности?

— У меня сейчас возможности нет. У меня трехлетние договоренности, которые нельзя просто так расторгнуть.

— А в каких проектах вы сейчас задействованы?

— Снимаюсь в исторической драме "Сердце Пармы" по роману Алексея Иванова у известного режиссера Антона Мегердичева (фильмы "Движение вверх", "Метро", документальный сериал "Российская империя", — прим. ред.). Съемки идут в Перми, думаю, в феврале уже закончим.

— В рамках нацпроекта стоит серьезная задача — увеличить число посещений учреждений культуры на 15%. Как вы думаете, удастся?

— Это просто, мне кажется. Только надо неформально к этому подходить, не за чужие спины прятаться. Если работать, то на полную катушку.

Нужно ставить интересные спектакли, проводить выставки, другие проекты, делать информацию о них доступной, чтобы люди могли выбрать, куда пойти. Чтобы посещение было максимально комфортным, чтобы люди приходили и видели, что тут красиво, торжественно, чисто, тепло. Их ждут, им радуются. Чтобы это был праздник. Люди же всегда хотят праздника. И в наших силах его сделать.

Источник





Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги