БТР-2024. День 6. Дикое поле

Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Пётр Луцик и Алексей Саморядов. «Дикое поле»
Мастер курса — Ольга Якушкина
Режиссёр — Галина Зальцман
Композитор — Ванечка («Оркестр приватного танца»)

 

Какая желанная смерть, какой счастливый конец

 

                …Беззаконие, самодурство и дикость заполняют всё пространство сцены. Вода, которой Митя пытается смыть с себя грязь действительности, лишь бесполезно разбрызгивается по полу, в конце спектакля превращаясь в лужи крови. Это кровь Мити, который оказался чужим в городе, не прижившимся, не принявшим безумия и оттого желающим смерти.

                «Здесь люди не умирают» — это слова того же Мити, доктора, который своими руками не дает умирать тем, кто даже не держится за жизнь. Приезжий доктор – большой профессионал: он заставляет остановившееся сердце снова биться, вусмерть пьяный встаёт на ноги и сам уходит, подстреленные «медвежьей пулей» продолжают жить.

                Митя среди этого просто существует, понимая, что «люди никогда не закончатся». Пьющий от скуки на просьбу больше этого не делать лишь закуривает сигарету. Пастухи закопали по шею своего друга, которого ударило молнией, вставили ему в рот лампочку и просто сели ужинать: «Может, запах мяса почует и оживет». А парень, который пару раз погулял с девушкой, решил пристрелить её, когда увидел с другим. Такие городские истории одиночества, дружбы и любви.

                Постановка Галины Зальцман отличается от сценария Петра Луцика и Алексея Саморядова: в одном из эпизодов Митной жизни мужик всё же отрубает лопатой голову у трупа и кладет в целофановый пакет. И плевать ему на слова милиционера Рябова: «А я тебя посажу за надругательство над трупом – три года!». Плевать мужику! Раньше можно было делать, что хочешь, а теперь ради одного тощего докторишки менять устои? И тут становится ясно, на каком нравственном дне оказался Митя. Милиция балансирует между жестокостью и равнодушием; люди непринужденно убивают других и себя; а некогда любимая девушка изменяет и появляется лишь для того, чтобы об этом сообщить, но только после страстного секса прямо на столе в центре сцены.

                И персонажи спектакля всё видят: они постоянно находятся на сцене, они всегда пристально наблюдают за Митей. Порой выходят к нему, играют роли городских жителей и возвращаются на места. Прямо при зрителях актеры переодеваются, меняют макияж, прическу, свой облик. Но при этом в центре, под единственным источником света – одиноко висящей лампочкой – Митя всегда остается один.

                Одновременно спасающим и при этом тягостным выглядит решение рассадить актеров на сцене полукругом. Ведь продолжением этого «порочного круга» становятся сами зрители. Именно нами окружен Митя, и среди нас он видит Человека, стоящего где-то вдалеке, простого наблюдателя. И когда он машет ему рукой, смотря поверх зрительного зала, он приветствует своего будущего убийцу.

                А зрители наивно аплодируют после каждой сцены. И актеры начинают играть музыку, посвященную Мите.

                Мусорный оркестр — так хочется охарактеризовать то, что создал композитор Ванечка. Его музыка сама по себе является «творческим анархизмом и культурным беспределом», а в совокупности с действием на сцене сводит с ума единственного адекватного — Митю. Звуки, собранные словно из разных миров, в актеры превращают в гармоничную музыку. При этом состоит оркестр из знакомых всем инструментов: гитар, баяна, дудочки, ящичного барабана, маракасов, контрабаса, жестяных банок на веревке, бубна и множества других. Каждый раз их звуки сливаются в единую мелодию, настраивающую на всеобщую обреченность. И нарастание крика, постепенно вытесняющее слова песен, приближает действие к кульминации. Мусорное общество, мусорный ансамбль, мусорная жизнь. Разве есть смысл жить?

                «Это мой ангел, — сказал Митя тихо. — Он охраняет меня».

                «Ангел-хранитель», — подумали зрители, он поможет Мите справиться. И он помог.

                Внезапно сошедший, словно из ниоткуда, на сцене появился Человек. Во всем чёрном, без единой эмоции, он долго смотрел на Митю. А потом схватился за живот, скорчился, но не проронил ни звука. Желающий всем помочь, Митя подхватил его, провел сквозь всю сцену и усадил рядом с медицинскими инструментами. Но лишь на секунду отвернулся и получил скальпелем в живот. А немой убийца помчался туда, откуда пришёл, с радостью маленького ребенка. Так был ли это ангел-хранитель? Или просто классический житель деревушки – местный сумасшедший? Или же это волшебник, который исполняет желания?

                Написанный по канонам трагифарса сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова находит идеальное воплощение на сцене. Тема никчемности жизни если и не возведена в абсолют, то показана так, что смерть становится единственным выходом. Оттого смех умирающего Мити, валяющегося на полу, рождает улыбки у зрителей. Какая желанная смерть, какой счастливый конец…

Дарья Батурина,
ЯГТИ им. Ф. Шишигина

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги