09 сентября 2022

XXII Международный Волковский театральный фестиваль пройдёт в Ярославле с 17 по 25 сентября 2022

Фестиваль пройдёт под девизом: «Русская литература на сцене Первого Русского театра». В программе — спектакли по произведениям русской классической литературы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова, Ульяновска и Сухума.

О программе фестиваля

17 сентября пройдёт Торжественное открытие фестиваля. В этот день будет показан спектакль Театра им. Федора Волкова «От Некрасова до Некрасова». В спектакле, поставленный народным артистом России Валерием Кирилловым, занята почти половина труппы Первого русского. Главную роль играет заслуженный артист России Николай Зуборенко. Композитор Игорь Есипович написал оригинальную музыку в стиле русского фолк-рока, поэтому песни на известные стихи Некрасова звучат современно, и в то же время точно передают неповторимую мелодию некрасовской поэзии.

Зритель увидит разного Некрасова – непривычного, необычного, лишённого хрестоматийного глянца. Все песни на стихи Некрасова звучат в живом исполнении актрис и актёров театра. Музыка также рождается прямо на сцене, а музыканты становятся полноправными участниками спектакля. В спектакле много танцев и массовых сцен, поставленных хореографом Еленой Соболевой-Пугачёвой.

18 сентября программу фестиваля продолжит спектакль «Капитанская дочка» Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова в постановке Олега Липовецкого.

Спектакль Олега Липовецкого по знаменитой пушкинской повести вошел в лонг-лист Национальной театральной премии "Золотая маска". Художник Яков Каждан создал для постановки Ульяновского театра драмы яркую сценографию и запоминающуюся коллекцию костюмов, которую критики сравнивают с модной коллекцией от кутюр.

Журнал «Театр.» так написал об этой постановке: «Спектакль Липовецкого — история в процессе, а главный герой — народ. Он выводит на сцену пушкинских персонажей, то есть народ, и предлагает им действовать согласно обстоятельствам. Бунтовщики выбирают предводителя, на которого ляжет ответственность за кровь, он — делает кровавое дело, раз выпала такая судьба, комендант — защищает свою безнадежную крепость, перебежчики — спасают свою жизнь».

19 сентября Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета покажет на фестивале спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова.

Классик отечественной драматургии Александр Вампилов – родной и значимый для Театра имени Ленсовета автор. Сейчас к диалогу зовет «Утиная охота», её неприкаянный герой Зилов.

Режиссёр Роман Кочержевский: «Однажды ты кожей начинаешь чувствовать, как уходит время, мечешься, хватаешься за воздух, в судорогах пытаешься найти ответы на известные и мучительные вопросы. Тебя охватывает страх, паника. Попадая в эту воронку, ты понимаешь, что опоздал: всё уже сделали старшие, а молодые гонят тебя, их дыхание в спину горячо и убийственно. И тогда воздух начинает сгущаться, дышать становится невозможно, ты начинаешь бежать, не понимая - убегаешь от чего-то или что-то преследуешь…»

Спектакль стал одним из самых ярких событий предыдущего театрального сезона, получив шесть номинаций на Премию «Золотая Маска – 2022» – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль», (Виталий Куликов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Олег Федоров, Александр Новиков). реальность спектакля».

20 сентября зрители увидят спектакль «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского в постановке Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Сухум).

Театральный коллектив из Абхазии уже знаком ярославскому зрителю. В прошлом году на фестивале русских зарубежных театров они показали спектакль «Солярис» по роману С. Лема, который был восторженно принят публикой

«Игрок» – это история азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры, а смыслом жизни, единственной, экзистенциальной сутью бытия. По мнению создателей спектакля, губительная страсть саморазрушения, нежелание смотреть в завтрашний день, сиюминутость и иррациональность жизни, полагание на судьбу и удачу – всё это сближает основные темы «Игрока» с нашей действительностью. Зритель погрузится в музыкально-драматическое действо, стильное и лаконичное по решению, с экспрессивными и выразительными актёрскими работами. Участие в спектакле хоровой капеллы придаёт постановке поистине античный масштаб.

На камерной сцене 20 сентября будет показан моноспектакль Владимира Кошевого по произведениям Иосифа Бродского «Anno Domini» в постановке Михаила Елисеева.

Иосиф Бродский говорил о своих рождественских стихах, положенных в основу спектакля: «Каждый год к Рождеству я стараюсь написать стихотворение для того, чтобы поздравить Иисуса Христа с днем рождения». «Рождественские стихи» Бродского не только о главном евангельском празднике – это диалог поэта с Богом, его терзания, сомнения, радости и печали земного пути.

Поэт не только рассказывает историю Рождества, он находит евангельские ассоциации в собственной жизни. Герой спектакля в исполнении Владимира Кошевого, словно евангельский волхв, находится в ожидании чуда и перемен. Труба – соло (Кирилл Солдатов), сопровождающая героя, символизирует сюжет Благовещения, весть о главном событии в истории человечества.

Спектакль «Иваново детство» Казанского государственного театра юного зрителя по повести Владимира Богомолова в постановке Антона Фёдорова продолжит программу фестиваля 21 сентября.

Спектакль Антона Федорова – это попытка тихого воспоминания о войне. Войне, которая ведется внутри каждого героя повести Владимира Богомолова «Иван». Команда спектакля попробует нащупать те чувства и состояния, которые неизвестны людям, знакомым с войной только по чужим воспоминаниям и картинкам.

Иванов в спектакле два. У одного характерное лицо актера Нияза Зиннатуллина, который явно старше своего персонажа. Он тихо сидит в уголочке перед зеркалом и то ли вспоминает, то ли вправду видит сны и в них – себя прежнего… И этот второй Иван из зазеркалья – даже не человек, а кукла в военной амуниции с бледным неподвижным лицом, отдаленно напоминающим юного Колю Бурляева, сыгравшего в фильме Тарковского. Частью спектакля становятся не только знаменитые кинокадры из «Иванова детства», проецируемые на экран, но и знакомые модуляции бурляевского голоса, в котором навечно застыли злые детские слезы…

Постановка режиссера Антона Федорова получила большое количество номинаций на премию «Золотая Маска».

22 сентября Саратовский государственный академический театр драмы имени И. А. Слонова покажет на фестивале спектакль «доХХХод» по пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Эта пьеса Островского сегодня звучит как никогда актуально и часто ставится различными театрами. Ярославские зрители только в течение года видели две интереснейших работы по этой пьесе: музыкальный спектакль студентов ВГИКа на фестивале БТР-2022 и спектакль «Профит» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) на прошлогоднем Волковском фестивале.

Режиссер Данил Чащин классическую пьесу А.Н. Островского «Доходное место» перенес в недалекое будущее. Человеческая цивилизация начинает осваивать космос. Самые богатые люди уезжают жить на орбитальные станции, которые обставлены как земные современные квартиры. У кого недостаточно средств – живут на земле, дышат загрязненным воздухом и пьют испорченную воду в условиях экологической катастрофы. Таким образом, «доходное место» – это билет в космос. Проблемы дегуманизации, коррупции, бюрократии всегда были, всегда есть и, увы, всегда будут. Умение себя продать является единственной стратегией выживания. А тем, кто отказывается услуживать влиятельным руководителям, безопасность не гарантируется.

23 сентября на камерной сцене будет показан моноспекталь – «Гоголь против Гоголя». Режиссёр и исполнитель – Евгений Воскресенский.

Это будет разговор о судьбе России и русского народа сквозь призму творчества писателя и истории его жизни. В спектакле оживают персонажи из произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Невский проспект», «Ревизор», «Мертвые души», «Рим», «Арабески», «Выбранные места из переписки с друзьями». Спектакль сопровождается видеофрагментами, в которых звучат отрывки из писем Гоголя, матери и друзей писателя в исполнении народного артиста России Е. Герчакова, народного артиста России Б. Плотникова, заслуженной артистки России В. Толстогановой, артист театра и кино А. Лырчикова. Яркое театральное действие органично дополняет живая музыка в исполнении инструментального ансамбля «ARS EGO» под руководством Владимира Двуреченского: звучат произведения Россини, И.С. Баха, Генделя, Каччини, Дебюсси, Равеля, Бетховена, Рахманинова, Мусоргского, Шостаковича, Вл. Двуреченского.

Спектакль получил грант Президента России.

Также 23 сентября в рамках фестиваля состоится поэтический вечер – моноспектакль актрисы Вахтанговского театра Юлии Рутберг «13 вопросов к Ахматовой». Он пройдёт в КЗЦ «Миллениум».

Как рассказывает Юлия Рутберг, «эта программа появилась в Фонтанном доме на дне рождения Анны Андреевны. Я просто приехала туда читать стихи. Мне рассказали притчу: Ахматова утверждала, что после смерти ее душа переселится в рыжего кота. И вот во время моего чтения ее стихов вышел рыжий кот, сел к сцене и поднял на меня зеленые глаза. Мы ему хлопали, он был рад и мяукнул. У меня была какая-то странная внутренняя штука, как будто мы зацепились душами с Анной Андреевной».

Юлия Рутберг давно увлечена поэзией Ахматовой. Её дипломной работой по художественному слову в Щукинском училище был «Реквием» и шесть стихотворений Анны Андреевны. «В стихах великих прорвалась душа и мысль — поэтому время выбрало их и сохранило. Стихи — сухой остаток их жизни, — говорит Юлия Рутберг. — Анна Андреевна прожила огромную жизнь не только по количеству отпущенных ей лет, но по интенсивности перемен, свидетелем которых она была. От постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и полного забвения до повального поклонения и прижизненного мирового признания...»
В программе звучит музыка Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха, Сергея Рахманинова.

Завершится фестиваль 24 и 25 сентября спектаклем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого.

Режиссёр Римас Туминас так говорит об этой работе театра: «Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние. Мир красивый, эстетичный, театральный, очень хрупкий и как будто бы лёгкий – всё это поглощается кометой. Под этим облаком, этой заражённой войной зоной, вступают некие другие способы нашего рассказа. Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства…»

Спектакль был поставлен к 100-летию театра. Премьера состоялась 8 ноября 2021 года. А в этом году спектакль уже увидели зрители Екатеринбурга, Казани и Красноярска. В июле спектакль «Война и мир» был показан на фестивале в музее-заповеднике Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» на специально построенной площадке, воспроизводившей сцену Вахтанговского театра.

Теперь «Война и мир» станет мощным завершающим аккордом XXII Международного Волковского театрального фестиваля на родине Первого Русского театра.



1Nma2AGcWSg.jpg





Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги