Татьяна Иванова

народная артистка РФ

ИВАНОВА Татьяна Борисовна (5 сентября 1947, Рыбинск — 7 марта 2021, Ярославль) — народная артистка Российской Федерации (2006), актриса Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова с 1971 по 2021 г.


.

Татьяна Борисовна Иванова в 1971 году окончила Ярославское театральное училище (руководитель курса Ф.Е. Шишигин) и была принята в труппу Ярославского академического театра драмы имени Ф.Г. Волкова (ныне - Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова). В 1985 окончила Ярославский театральный институт (руководитель курса Г.Б. Дроздов).
В 1994 году присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Российской Федерации», в 2006 году — «Народная артистка Российской Федерации». С 1974 года член СТД РФ, член Правления Ярославской организации СТД РФ. 

__________________


Татьяна Борисовна Иванова по окончании театрального училища в 1971 году была принята в труппу театра имени Федора Волкова. Выигрышные внутренние и эффектные внешние сценические данные позволили актрисе занять лидирующее место в труппе и на протяжении всей сценической карьеры исполнять ведущие роли.
Дебют молодой актрисы, еще студентки 3 курса, состоялся в прелестной роли Виктоши («Сказки старого Арбата»). В этом спектакле ее партнеры — великие актеры волковской сцены благословили Татьяну Борисовну Иванову на творческую карьеру.
Роль Анисьи («Власть тьмы»), отмеченная как лучшее исполнение женской роли на заключительном показе спектаклей Всероссийского смотра драматических и детских театров, посвященном 150-летию со дня рождения Л. Толстого, принесла Т. Б. Ивановой первый заслуженный успех у публики и благожелательные оценки театральной критики.
Роли — Екатерина II («Царская охота»), Клавдия («Солдатская вдова»), Надежда Монахова («Варвары»), Ренева («Светит, да не греет»), Луиза («Маленькие трагедии»), Мария («Двенадцатая ночь»), Лизанька («Горе от ума») — развили и укрепили талант молодой актрисы.
Сценический опыт, наполненный репертуар, партнерство с крупными мастерами театра имени Федора Волкова обогатили новыми красками творческую палитру Т. Б. Ивановой. Появились стабильность ролевого рисунка, сильные и глубокие краски, отчетливость и выпуклость каждого образа. Ее исполнительский диапазон приобрел объем, свойственный ведущей героине труппы: она одинаково легко, изобретательно и органично существовала в ролях лирических, комедийных, драматических героинь: Пьеретта («Восемь любящих женщин»), Дженни-Малина («Трехгрошовая опера»), Матрена («Горячее сердце»), Елена Петровна («Профессор Сторицын»).
Особое место в творчестве актрисы занимает исполнение роли Медеи («Медея»). Казалось, что природа и театральная школа определили амплуа Т. Б. Ивановой – русская бытовая героиня, но роль Медеи радикально изменила творческое качество актрисы. Как считает сама актриса, эта «работа над любимой Медеей была настоящим месяцем безумия».
Актерским работам последних лет Т. Б. Ивановой свойственно движение к творческому разнообразию, выходу за пределы привычного круга ролей и поискам глубокой психологической сложности сценических образов – Медея («Медея»), Смельская («Таланты и поклонники»), миссис Уайр («Вье карре»). Исполнение Т. Б. Ивановой роли миссис Уайер, отмеченное областной премией имени Федора Волкова, показало еще одну, доселе неизвестную, грань творчества. Актриса не боится во имя сценической правды спрятать свою знойную женскую красоту и предстать на сцене старой каргой, злой, сварливой, проклинающей весь мир. Она – владелица меблированных комнат – изводит чудовищным мизантропством своих постояльцев, поскольку это единственный способ общения с миром, получения какого-то отклика из вне.
Расширению творческого многообразия способствовали роли классического репертуара, среди которых — Гурмыжская («Лес»). Ею, женщиной на закате своей знойности, очаровался переросток и недоучка Буланов, который, конечно, сам себе на уме и далеко пойдет. Но невозможно Гурмыжской, немолодой даме, устоять перед его готовностью разделить супружеское ложе с ней! Только забота о приличиях, чопорность манер вынуждают прятать вспыхнувшую страсть, неутолимое желание быть любимой. Тонкий переход от неуверенности, робости к ужасу, связанным с появившимся родственником филигранно выстроен Т. Б. Ивановой.
Неожиданное прочтение предложено актрисой в роли Манефы («На всякого мудреца довольно простоты»). Хитрая, неряшливо одетая, продувная бестия легко входит в доверие к тем, кто нуждается в ней и, пользуясь их бездумностью, за деньги делает любое предсказание. Анна Андреевна («Ревизор»), провинциальная, молодящаяся кокетка, потеряла голову от внимания Хлестакова до такой степени, что сделалась соперницей своей дочери.
Работа над ролями Звездинцевой («Спириты»), Элейн («Последний пылкий влюбленный»), Чебоксаровой («Бешеные деньги») покоряют своей тонкостью, законченностью и теряется грань между актерским мастерством и совершенством существования сценического создания. Т.Б. Иванова — актриса среднего поколения волковской сцены, многоплановая, вошедшая в пору художественной зрелости. Творческие качества, сценический опыт характеризуют ее как актрису народной, глубоко национальной исполнительской школы русского психологического театра.

Маргарита Ваняшова


ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Виктоша — «Сказки старого Арбата» А. Арбузова
Ксения Годунова — «Царь Юрий» В. Соловьёва (ввод)
Василина — «Снега» Ю. Чепурина
Авдотья Панаева — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера
Марианна — «Золушка» Е. Шварца
Дина — «Валентин и Валентина» М. Рощина
Клавдия — «Солдатская вдова» Н. Анкилова
Паулина — «Птицы нашей молодости» И. Друцэ
Таня — «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва
Флипота — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (ввод)
4-я сказительница — «Конек-горбунок» П.П. Ершова
Верка — «Долги наши» Э. Володарского
Луиза — «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина
Мария — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
Лизанька — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Аннушка — «Год в тысячу дней» С. Гансовского
Люба — «Власть» А. Софронова
Алёнка — «Фёдор Волков» Н. Севера (возобновление, 1975)
Альбина — «Пена» С. Михалкова
Таня Косицкая, десятиклассница — «Драма из-за лирики» Г. Полонского
Эльза Хольман — «Третье поколение» Н. Мирошниченко
Панова — «Любовь Яровая» К. Тренева
Крошка — «Капкан» Д. Начева
Анисья — «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
Анка — «Госпожа министерша» Б. Нушича
Пьеретта / Луиза — «Восемь любящих женщин» Р. Тома
Екатерина — «Царская охота» Л. Зорина
Сапожникова – «Революционный этюд» М. Шатрова
Раиса — «Дом» Ф. Абрамова
Лена, инженер-психолог — «Парадоксальный вариант» Ю. Черняка
Монахова — «Варвары» М. Горького
Мать-Земля — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Люба — «Алкины песни» А. Иванова
Дженни-Малина — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта
Афродита, дочь Зевса — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Главный шеф — «Агент 00» Г. Боровика
Графиня — «Моя профессия – синьор из общества» Дж. Скарначчи, Р. Тарабузи
Ирина – «Иван-да-Марья» В. Гольдфельда
Вера – «Змеелов» по роману Л. Карелина
Ренева — «Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва
Жена Петренко — «Зинуля» А. Гельмана
Воронкова — «Берёзовая ветка» Ю. Визбора
Лидия Важнова – «Серебряная свадьба» А. Мишарина
Синди Бейкерсфелд – «Аэропорт» А.Хейли
Анна Тимофеевна – «Белореченские анекдоты» А. Вампилова
Баскакова – «У моря» В. Розова
Ирина – «Высшая мера» А. Лиханова
Юренева — «Группа захвата» Э. Вериго и А. Осокина
Невеста, невольница — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Э. Федотова
Шурочка – «Метаморфозы» Ю. Черняка
Матрена Харитоновна — «Горячее сердце» А.Н. Островского
Вита – «Свалка» А. Дударева
Купчиха — «Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева
Зобова — «Лакейские игры» Э. Брагинского
Таня – «Группа» А. Галина
Госпожа Кокнар — «Хитрая выдумка» Э. Лабиша
Елена Петровна — «Профессор Сторицын» Л. Андреева
Медея — «Медея» Л. Разумовской
Смельская — «Таланты и поклонники» А.Н. Островского
Анна Павловна — «Живой труп» Л.Н. Толстого
Миссис Уайр — «Вьё Карре» Т. Уильямса
Марья Пармёновна Похлебова — «Жених в шкафу» Ф. Кони
Императрица Екатерина Алексеевна — «Детоубийца» Ф. Горенштейна
Гурмыжская — «Лес» А.Н. Островского
Манефа — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя
Мама Шурика — «Новый Пигмалион» А. Инина
Звездинцева — «Спириты» Л.Н. Толстого
Элейн Маццони — «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона
Чебоксарова — «Бешеные деньги» А.Н. Островского
Мать Лены — «Бульвар удачи» Е. Скороходовой
Донна Роза – «Тётка Чарлея» Б. Томаса
Хлёстова – «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Вера Игнатьевна — «Екатерина Ивановна» Л. Андреева
Безответственная дама — «Зойкина квартира» М. Булгакова
Домна Пантелеевна — «Таланты и поклонники» А.Н. Островского
Анна — «Последний срок» по В. Распутину  
Зинаида Михайловна, пенсионерка — «Земля Эльзы» Я. Пулинович

РОЛИ В КИНО

1974 — «Одиножды один» (молодуха, в титрах — Т. Опаркина)

2004 — «Искушение титаника» (эпизод)

2007 — «Иное» (бухгалтер)

2009 — «Журов» (эпизод)

2009 — «Котовский» (Надежда Владимировна Брусилова)

2009 — «Снег на голову» (эпизод)

НАГРАДЫ

Диплом «Лучшая женская роль» за исполнение роли Анисьи в спектакле «Власть тьмы» по пьесе Л.Н. Толстого на Всероссийском смотре спектаклей драматических и детских театров, посвященных 150-летию со дня рождения Л. Толстого. Тула,1978.

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Матрены в спектакле «Горячее сердце» А.Н. Островского. Ярославль, 1988.

Областная премия за достижения в области культуры имени Ф. Волкова второй степени за исполнение роли миссис Уайр в спектакле «Вье карре» («Старый квартал Нового Орлеана») Т. Уильямса. Ярославль, 1994. 

Почетное звание «Заслуженная артистка Российской Федерации», 1994

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Гурмыжской в спектакле «Лес» А.Н. Островского. Ярославль, 1997. 

Областная премия за достижения в области культуры имени Ф. Волкова I степени за исполнение роли Звездинцевой в спектакле «Спириты» Л.Н. Толстого. Ярославль, 2003. 

Премия Центрального федерального округа «За достижения в области театрального искусства» II степени. 2005. 

Почетное звание «Народная артистка Российской Федерации», 2006.

Областная премия «За высокое служение театру и развитие традиций Федора Волкова». 2009 г.

ПРЕССА

Горобченко Т. Умеющая ждать // Северный край, 1992, 26 сентября.
Ваняшова М. Театральная судьба Татьяны Ивановой // Золотое кольцо, 1994, 28 октября.
Злотникова Т. Давайте помечтаем // Городские новости, 1997, 22-28 октября.
Ермолин Е. А корень красоты – отвага // Северный край, 1997, 25 октября.
Драч Л. Нет жизни без игры // Северный край, 2002, 5 сентября. 
Ваняшова М. Работнице и королеве // Северный край, 2005, 9 декабря. 
Вашяшова М. Сила характера // Дом Волкова, 2007. №15.
Шиманская М. Татьяна, русская душою… // Северный край, 2007, 25 января.
Вашяшова М. Работать, репетировать, играть // Сайт газеты Северный край, 2012, 5 сентября.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги