Наталия Терентьева

народная артистка РСФСР

ТЕРЕНТЬЕВА Наталия Ивановна (8 сентября 1926, Москва — 18 февраля 2019) — Заслуженная артистка РСФСР (10.01.1966), Народная артистка РСФСР (10.04.1980), актриса Волковского театра с 1956 года. Лауреат премии «Золотая маска» (2005).


Наталия Ивановна Терентьева родилась 8 сентября 1926 года в Москве. Ее семья своими корнями тесно связана с Малым и Московским Художественным театрами. Бабушка Наталия Андреевна училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер. Дед Федор Андреевич и мать Елена Федоровна работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского.

В годы Великой Отечественной войны Наталия Ивановна Терентьева была санитаркой военно-санитарного поезда, медсестрой военного госпиталя, именно там воспитывались терпение, вера, человеколюбие и энтузиазм, столь необходимые художнику в его профессии. После войны Наталия Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, не чураясь чернового труда, стояла «на занавесе», который надо было раздвигать вручную. Впоследствии была принята во вспомогательный состав МХАТа, участвовала в легендарном спектакле «Синяя птица», первые уроки мастерства проходили в стенах театра у В. И. Качалова и О. Л. Книппер. Одновременно была актрисой самодеятельного Театра Романтики, который был организован в послевоенной Москве молодежью театральных вузов во главе с Александром Галичем.

В 1950 году окончила Московское городское театральное училище (руководитель курса В. В. Готовцев), где преподавали ученики Станиславского. В 1950—1953 гг. артистка Иркутского областного театра юного зрителя, в 1953—1956 — артистка Псковского областного драмтеатра им. А. С. Пушкина.

С 1956 года Н. И. Терентьева служит в Волковском театре. Молодая актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом явилась украшением труппы. В мощном, ярком ансамбле мастеров Волковской сцены, демонстрировавшим единый стиль игры и острое чувство современности, ее голос зазвучал органично и уверенно. В ее героинях била ключом жизнь, она отдавались творчеству со всей искренностью богатой артистической души. Актерская юность Н. И. Терентьевой уже предсказывала будущий обширный творческий диапазон — от эпизодических «проказниц», наивных и непосредственных инженю, героинь, обладавших лирическим и комедийным очарованием, до трагических обертонов роли. Актриса покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина, «Тартюф»), Скриба (герцогиня Мальборо, «Стакан воды»), Запольской (Ганка, «Мораль пани Дульской»).

Работая вместе с большими мастерами Волковской сцены — А. ЧудиновойК. НезвановойГ. БеловымС. РомодановымВ. Нельским, актриса вбирала ту степень органики, свободы сценического существования, тонкости психологической разработки характеров, которой отличалась русская школа театральной игры и которая со временем будет освоена ею в совершенстве.

В 60−70-х событиями театральной жизни, своеобразными вехами в истории Волковского театра становятся главные роли актрисы — Матильды фон Цанд («Физики»), миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен»), Бернарды («Дом Бернарды Альбы»), Рашель («Васса Железнова»), отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. Сильной стороной актерской индивидуальности Н. И. Терентьевой становится синтез психологического и игрового рисунка образа. Эксцентрика, игровая стихия, комедиантская инфернальность была присуща и ее Свахе («Хелло, Долли!») и другой свахе — Фекле Ивановне («Женитьба») и Кукушкиной («Доходное место»).

Новым этапом, средоточием опыта и мастерства стала для актрисы работа над образом Толгонай в «Материнском поле». Главной темой творчества Н. И. Терентьевой становится духовная красота и сила человека. В спектакле в полной мере раскрылось ее дарование — актрисы огромного, мощного темперамента. Свобода переходов от реального, земного, ничем не прикрашенного быта и состояния души — к иному измерению, к масштабному постижению мира, к символике и обобщению, переплетение романтического и реального, слияние вечного и быстротекущего, исторического, общечеловеческого и частного, легендарного и бытового, — вот диапазон, в котором пребывала и существовала Н. И. Терентьева — Толгонай.

Актриса сыграла на Волковской сцене более ста ролей. Однако ее актерскую судьбу нельзя назвать легкой и счастливой. Были и в ней трагические страницы, рожденные переломной эпохой, когда, в запале перестройки, она позволила усомниться в верности позиций, избранных тогдашним руководством театра. Н. И. Терентьева выстояла, не сломилась, и по существу заново, проявив гражданское мужество, сохранив творческую индивидуальность, вернулась на сцену в полном блеске своего актерского мастерства.

Сценическими событиями конца 1990-х — 2000-х годов стали роли Генеральши («Фома», режиссёр В. Боголепов), Турусиной («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр А. Кузин), Бабушки («Игрок»), Софьи Ивановны («Рождественские грезы»), Мурзавецкой («Волки и овцы»), пани Конти («Соло для часов с боем»). Генеральша («Фома») — центральное лицо всего спектакля, именно она организует вокруг себя сценическое пространство. Не бытовая маменька, не комедийная барыня, а инфернальная старуха из преисподней. Испепеляющий взгляд, невероятная энергетика! Безумная охранительница блудных детей, страж последних искр домашнего очага — она настоящая трагическая героиня. В роли Бабушки («Игрок») актриса в очередной раз демонстрирует победительное актерское обаяние, свойственную её дарованию мудрую иронию. Эта гротескно-комическая русская Бабушка, барыня-самодурка, — симпатична, весела, отважна, стремительна, всех видит насквозь и производит фурор сверх меры. В финале актриса Н. И. Терентьева откроет пробуждение человечности в своей героине и умудряющий человека опыт поражения. Роль Софьи Ивановны («Рождественские грезы»), названной критикой «поистине ювелирной», значительно шире замысла драматурга. Её героиня живет жаждой восстановить, гармонизировать, залечить нашу жизнь. Актриса создает особую пряность атмосферы, печальное очарование «света незакатного», «вечернего света» насыщенной событиями и протяженной в истории человеческой жизни.

С 1963 по 1976 гг. Н. И. Терентьева, как педагог Ярославского театрального училища, воспитала несколько поколений актеров, прививая им не только правила владения сценическим голосом, а также высокую театральную культуру, которую она впитала в своей семье, тесно связанной с Малым и Московским Художественным театрами.

В Ярославле Н. И. Терентьева была известна как общественный деятель. Она избиралась депутатом городского (1985−1986) и районного Советов (1959−1963, 1973−1984). Много лет была членом Правления Ярославской организации СТД РФ.

Супруг — народный артист СССР Сергей Константинович Тихонов (1921−1992). Сын — режиссер Никита Тихонов (24.5.1952).

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Иркутский областной театр юного зрителя:

Мария Александровна Ульянова — «Семья» А. Попова
Поликсена — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского
Людмила — «Поздняя любовь» А. Островского
Рассаба — «Волынщик из Стракониц» Й. Тыла


Псковский областной драматический театр им. А. С. Пушкина:

Мария Александровна Ульянова — «Семья» А. Попова
Лариса — «Бесприданница» А. Островского
Комиссар — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского
Фосфорическая женщина — «Клоп» В. Маяковского
Софья — «Последние» М. Горького


Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова:

Ганка — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Василиса — «Вечный источник» Д. Зорина (ввод)
Линда — «Гостиница "Астория"» А. Штейна
Капницкая — «Запутанный узел» М. Маклярского и Л. Шейнина
Грета — «Последняя остановка» Э.-М. Ремарка
Татьяна — «Разлом» Б. Лавренёва
Зинаида Погода — «Почему улыбались звёзды» А. Корнейчука
Гортензия — «Хрустальный башмачок» Т. Габбе
Маша — «Встреча с юностью» А. Арбузова
Райская — «Это было...» Д. Горбунова
Анника — «Блудный сын» Э. Раннета
Лида Петрусова — «Такая любовь» П. Когоута
Алевтина — «Весенние скрипки» А. Штейна
Галина Сахно — «Стряпуха» А. Софронова
Лариса — «Иркутская история» А. Арбузова
Мать Маргарита — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Тамара Заварина — «Неравный бой» В. Розова
Екатерина II — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Ламбрини — «Остров Афродиты» А. Парниса
Мать Валерика — «Проводы белых ночей» В. Пановой
Маша — «Океан» А. Штейна
Эрна Бринкель — «Игра без правил» Л. Шейнина
Марья Дмитриевна — «Вендетта» Н. Винникова
Мелания — «Дети солнца» М. Горького
Матильда фон Цанд — «Физики» Ф. Дюрренматта 
Дудкина — «День отдыха» В. Катаева
Эмма Константиновна — «Перед ужином» В. Розова
Миссис Уоррен — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу
Ангелина Куманец — «Судьба-индейка» А. Софронова
Рита — «В день свадьбы» В. Розова
Манефа — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (ввод)
Марго — «Глубокая разведка» А. Крона
Лиговская — «Печорин» по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Аглая — «Семья Плахова» В. Шаврина
Магдалина — «Страница дневника» А. Корнейчука
Сидориха — «Обуховке нужны чудаки» А. Бархоленко
Ксения Петровна — «Тяжкое обвинение» Л. Шейнина
Барабанова Нина — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба
Барковская — «Мятеж на Волге» И. Назарова
Рашель — «Васса Железнова» М. Горького
Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки
М-ль Бьенэме — «Где тонко, там и рвётся» И.С. Тургенева
Раиса Фёдоровна – «Десять суток за любовь» Б. Рацера и В. Константинова
Клеопатра — «Враги» М. Горького
Анита — «Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар (ввод)
Сабурова – «Единственный свидетель» Ариадны и Петра Тур
Софья Платоновна – «Московские каникулы» А. Кузнецова
Мачеха — «Золушка» Е. Шварца
Мать Мария — «Дети России» Л. Шейнина
Мать Валентина — «Валентин и Валентина» М. Рощина (ввод)
Нина Владимировна — «Как я отдыхал» В. Покровского
Раиса Александровна — «В этом милом старом доме» А. Арбузова
Тётушка Руца — «Птицы нашей молодости» И. Друцэ
Дорина — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера
Флора — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо
Соня Пьяных – «Характеры» по рассказам В. Шукшина
Княгиня Тугоуховская — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Чашкина — «Четыре капли» В. Розова
Фрося — «О странностях любви» В. Пановой
Мелипольская — «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Анна Мащенко — «День приёма» П. Попогребского
Вера Петровна — «Здрасьте, я ваша тетя!» А. Кучаева
Кукушкина — «Доходное место» А.Н. Островского
Мать — «Капкан» Д. Начева
Якобина фон Мюнхгаузен – «Самый правдивый» Г. Горина
Татьяна Прокопчук — «Вина» А. Кургатникова
Живка Попович — «Госпожа министерша» Б. Нушича
Бабушка — «Восемь любящих женщин» Р. Тома
Судакова — «Гнездо глухаря» В. Розова
Клара Цеткин – «Революционный этюд» М. Шатрова
Богаевская — «Варвары» М. Горького
Толгонай — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Долли – «Сваха» Т. Уайлдера
Медсестра — «Алкины песни» А. Иванова
Пани Дульская — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Женщина — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Главный шеф — «Агент 00» Г. Боровика
Матильда — «Моя профессия – синьор из общества» Дж. Скарначчи, Р. Тарабузи
Г-жа Лазич — «ОБЭЖ» Б. Нушича
Памела Кронки — «Дорогая Памела» Дж.Патрика
Воронкова — «Берёзовая ветка» Ю. Визбора
Фекла Ивановна — «Женитьба» Н.В. Гоголя
Устинья Карповна – «Серебряная свадьба» А. Мишарина
Ада Квонсетт – «Аэропорт» А.Хейли
Лидия Никифоровна — «Целители» В. Крымко
Софья Сергеевна – «Высшая мера» А. Лиханова
Кокошникова — «Звезда немого кино» И. Ольшанского
Миссис Калвер — «Женское постоянство» С. Моэма
Виолетта Десинь — «Супница» Р. Ламуре
Авдотья – «Хам» по повести Э. Ожешко
Старуха — «Медея» Л. Разумовской
Алёна Ивановна Щекоткина — «Жених в шкафу» Ф. Кони
Степанида — «Кавказский роман» по произведениям Л.Н. Толстого
Герцогиня — «Детоубийца" Ф. Горенштейна
Генеральша — «Фома» по повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково..."
Лолита — «Честный авантюрист» К. Гольдони
Софья Ивановна — «Рождественские грезы» Н. Птушкиной
Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Антонида Васильевна — «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А.Н. Островского
Пани Конти — «Соло для часов с боем» О. Заградника
Княгиня Тугоуховская — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Суворова — «Чёртова дюжина» по рассказам А. Аверченко
Мадам Пернель — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера
Бабушка — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе
Гиза — «Кошки-мышки» И. Эркеня

НАГРАДЫ

Орден Почета (1996).

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).

Медаль «Ветеран труда» (1982).

Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. (1993).

Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры (1960).

Диплом II степени «За творческое достижение во Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции» за исполнение роли Манефы в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского (1967).

Почетная медаль Святого Луки «За развитие искусства» (1996).

Диплом победителя городского конкурса «Человек труда — сила, надежда и доблесть Ярославля» (2002).

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Живки в спектакле «Госпожа министерша» по пьесе Б. Нушича (1979).

Государственная премия Монгольской Народной Республики за исполнение роли Толгонай в спектакле «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова (1982).

Диплом управления культуры Ярославской области и обкома профсоюза работников культуры за исполнение роли Толгонай в спектакле «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова (1982).

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение ролей Памелы в спектакле «Дорогая Памела» по пьесе Д. Патрика и Фёклы в спектакле «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя (1985).

Областная премия имени Федора Волкова «За заслуги в области театрального искусства» II степени за исполнение роли Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского (1999).

Областная премия имени Ф. Волкова «За заслуги в области театрального искусства» II степени за исполнение роли Софьи Ивановны в спектакле «Рождественские грезы» по пьесе Н. Птушкиной (2001).

Городская премия в области культуры и искусства (2006).

Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства III степени в номинации «За достижения в области театрального искусства» (2006).

Премия Николая Рыбакова в номинации «Актриса России» (Тамбов-Москва, 2008).

Почетный диплом «За лучшее исполнение женской роли» III Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» — за исполнение роли пани Конти в спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе О. Заградника (2008).

В 2005 году Наталии Ивановне Терентьевой присуждена Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

ПРЕССА

Русский драматический театр. Энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2001. С. 479.

Волковские сезоны в XXI веке: очерки, интервью, рецензии. В 2-х кн.  – Ярославль: Северный край, 2013.

Гурьев Г. Коллектив без руководства. Иркутский ТЮЗ нуждается в помощи // Советское искусство, 1952, 16 июля.

Баунов Г. Сирень в окне // Северный рабочий, 1966, 20 февраля.

Кондорская В. Дивный мир страстей и жизни // Северный рабочий, 1975, 28 марта.

Актриса принимает поздравления // Северный рабочий, 1976, 19 сентября.

Кондорская В. Хлопоты госпожи министерши // Северный рабочий, 1978, 4 ноября.

Ваняшова М. И вечностью заполнен миг // Театр, 1981. №6.

Томашов В. Материнское поле // Северный рабочий, 1981, 17 марта.

Горобченко Т. На сцене и в жизни // Северный рабочий, 1981, 11 октября.

Ермолин Е. У нас был целомудренный театр! // Северный край, 1995, 25 февраля.

Ваняшова М. Победительница // Северный край, 1996.

Ваганова И. Терентьеву Бог поцеловал // Золотое кольцо, 1997, 20 ноября.

Соломонов А. Доброта и творчество // Губернские вести, 1997, 26 ноября.

Соловьева А. Слово актрисы // Губернские вести, 1997, 9 декабря.

Кораблева И. Прекрасная леди спектакля // Губернские вести, 1998, 18 февраля.

Кораблева И. И дольше века длится МХАТ // Ярославская неделя, 1998, 20 ноября.

Псковские сезоны. Сборник статей и очерков. – Псков: Дом и Стерх, 1999.

Кораблева И. В Наталию влюбленный… // Северный край, 1999, 8 сентября.

Ваняшова М. Между критиком и театром не должно быть расстояния // Дом Волкова, 2001. №1.

Ваняшова М. Душа актрисы // Дом Волкова, 2001. №3.

Ермолин Е. Софья Ивановна будет жить на Канарах // Северный край, 2001, 6 января.

Шиманская М. Я никогда ни на кого не обижалась // Северный край, 2001, 8 сентября. 

Ваняшова М. Сила гордой души // Золотое кольцо, 2001, 15 сентября.

Ермолин Е. Судьба играет человеком // Северный край, 2002, 10 января.

Драч Л. Волки в отсутствии овец // Северный край, 2003, 27 марта.

Ермолин Е. Пришел серенький волчок // Северный край, 2003, 8 мая.

Колесова Т. Исповедь счастливой женщины // Караван-рос, 2004, 9 ноября.

Ваняшова М. Триумфальный бенефис Наталии Терентьевой в Москве // Дом Волкова, 2005. №12.

Ваняшова М. Бенефис на столичной сцене // Северный край, 2005, 5 марта. 

Муравьева И. Примадонны России // Культура, 2005, 31 марта – 6 апреля.

Николаева Л. Награда за честь и достоинство // Северный край, 2005, 22 декабря.

Юхотникова К. Наталия Терентьева: обаяние таланта // Дом Волкова, 2006. №14.

Шиманская М. И честь, и достоинство Наталии Терентьевой // Северный край, 2006, 18 февраля.

«Золотую маску» вручили ярославской актрисе // Ярославская неделя, 2006, 19 апреля.

Пасхина С. «Золотая маска» для Терентьевой // Золотое кольцо, 2006, 19 апреля.

Шиманская М. «Золотая маска» Наталии Терентьевой // Северный край, 2006, 20 апреля.

Бадалян А. Маска, я тебя знаю // Российская газета – Верхняя Волга, 2006, 20 апреля.

Ваняшова М. Полвека на Волковской сцене // Северный край, 2006, 8 сентября.

Губин К. Будьте счастливы и здоровы, Наталия Ивановна! // Ярославские страницы, 2006, 18 сентября.

Ваняшова М. Мое сердце осталось в Ярославле… // Северный край, 2006, 7 декабря.

Ваняшова М. «Культура» снимает фильм о Наталии Терентьевой // Северный край, 2006, 11 октября. 

Злотникова Т. Актриса, парадоксов друг // Городские новости, 2006, 6 декабря.

Пасхина С. Еще фору молодым даст // Золотое кольцо, 2006, 13 декабря.

Лежневский В. Пять премий мэрии // Северный край, 2006, 15 декабря.

Голубева В. В культуре ценен срок // Ярославская неделя, 2006, 20 декабря.

Петрякова О. Премия из рук мэра // Городские новости, 2006, 20 декабря.

Рагимханова К. Иркутская история Наталии Терентьевой // Ярославская неделя, 2006, 27 декабря.

Ваняшова М. Идут старинные часы // Северный край, 2007, 18 апреля.

Кудрявов С. За заслуги перед Ярославлем // Северный край, 2007, 19 апреля.

Владимирова Е. Терентьева вновь на ТВ // Золотое кольцо, 2007, 12 мая.

Владимирова О. Отличились трое // Золотое кольцо, 2007, 26 мая.

Жегин Н. Калужское зеркало Мельпомены // Культура, 2008, 15-21 мая.

Ваняшова М. И рукоплещет зал… // Северный край, 2008, 6 июня. 

Якубович О. Наталия Терентьева: «Говорить всегда на высоком уровне» // Юность, 2008, 20 декабря.

Ваняшова М. Чеховский марафон в Волковском // Северный край, 2010, 29 января.

Драч Л. И увлечёт нас рок событий // Северный край, 2010, 25 сентября. 

Драч Л. «Тартюф» хорош тем, что не стареет // Северный край, 2011, 6 октября. 

Даренина Е. Юбилей Наталии Терентьевой // Ярославский регион, 2011, 18 октября.

Ваняшова М. Волковское действо о Терентьевой // Северный край, 2011, 25 октября. 

Ваняшова М. Мир, легенды и мифы Наталии Терентьевой // Театральный круг, 2012, №6(1). С. 19-22.


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги