Татьяна Пельтцер

ПЕЛЬТЦЕР Татьяна Ивановна (24 мая (6 июня) 1904, Москва — 16 июля 1992, Москва) — в сезоне 1936—1937 актриса Волковского театра.

.

Отец Татьяны Ивановны — известный актёр Иван Пельтцер (1871−1959) одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики. До революции имел свою маленькую театральную школу. Он был для дочери первым учителем сценического мастерства. Татьяна в первый раз вышла на сцену в девять лет в спектакле «Камо грядеши» (сезон 1913 года), в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе, роль — Авлий, брат Литии. А за работу в следующей постановке — «Дворянское гнездо» — она впервые получила гонорар. В 1914 году в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.

В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики. Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. С 1925 года — актриса Театра МГСПС.

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор, который сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, — а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении «Вальнертеатра», он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.

Казалось, все складывалось хорошо, но даже несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом четыре года, она уговорила его расстаться. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, а Татьяна Ивановна замуж так больше и не вышла. В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца — Пельтцер. Она снова устроилась работать в театр МГСПС (ныне — театр им. Моссовета). Но ее, как не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав, а 1934 вообще уволили «за профнепригодность».

Пельтцер вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей «Звезда», сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО «по причине выезда из Москвы». Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, неизвестно. Но 36-й год — время, которое говорит само за себя… Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова, в труппе которого в этом сезоне числился и её отец - известный в то время актёр Иван Романович Пельтцер (впрочем, подтверждений того, что он играл в спектаклях театра, пока обнаружить не удалось).

В Волковском театре была актрисой вспомогательного состава, т.е. принимала участие в массовых сценах. Документально подтверждается только одна её роль - Махоры в спектакле "Любовь Яровая" по пьесе К. Тренева.

В 1937 году она вернулась в Москву, поступив в Колхозный театр. Через год перешла в театр МГСПС, а в 1940 её приняли во вновь открывшийся Театр Миниатюр, где она оказалась в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица… Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. «У них крепкие руки и доброе сердце», — говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Миронова и Зелёная, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино…

В 1947—1977 годах Татьяна Пельтцер — актриса Театра Сатиры, где сыграла множество замечательных ролей и получила все свои почётные звания.

В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где она сыграла мать главного героя. За 45 лет Татьяна Пельтцер сыграла десятки милых и симпатичных бабушек, уборщиц и сторожих, но, увы, большинство этих ролей как две капли были похожи одна на другую. Найденный однажды актрисой удачный образ кинорежиссёры безжалостно превращали в штамп.

После ухода Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяна Ивановна, поссорившись с главрежем театра Сатиры Валентином Плучеком, также ушла в Ленком, где отработала ещё 15 лет…

Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца (участок № 28).

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Махора — «Любовь Яровая» К. Тренёва

РОЛИ В КИНО

1943 — «Она защищает Родину» (колхозница);

1944 — «Свадьба» (мещанка);

1945 — «Простые люди» (Плаксина);

1948 — «Драгоценные зерна» (старшая стенографистка);

1949 — «Машина 22−12» (Фенина бабушка);

1953 — «Свадьба с приданым» (Лукерья Похлебкина);

«Сеанс гипноза» (работница птицесовхоза);

1954 — «Аттестат зрелости» (дворник);

«Большая семья» (тетя Лиза);

«Укротительница тигров» (Воронцова);

1955 — «Два капитана» (Нина Капитоновна);

«Любимая песня» (Наталья Алексеевна);

«Максим Перепелица» (эпизод);

«Солдат Иван Бровкин» (мать Бровкина);

1956 — «Медовый месяц» (Вера Аркадьевна);

1958 — «Иван Бровкин на целине» (мать Бровкина);

«Не на своем месте» (жена Вранбуци);

1959 — «Косолапый друг» (ветеринарный врач);

«Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева» (уборщица);

«Повесть о молодоженах» (Варвара Васильевна);

1960 — «Конец старой Березовки» (учительница);

«Первое свидание» (Марга Михайловна);

«Своя голова на плечах» (Пелагея Степановна);

1961 — «Чертова дюжина» (Надежда Ивановна);

1962 — «Конец света» (Матрена);

«Ход конем» (бабка Степанида);

«Яблоко раздора» (Дудукалка);

1963 — «Три толстяка» (озвучание);

«Трудные дети» (бабушка Севы);

1964 — «Все для вас» (Тетя Саша);

«Морозко» (мать жениха);

«Ноль три» (Карринг);

«Приключения Толи Клюквина» (Дарья Семеновна);

1965 — «Путешественник с багажом» (эпизод);

1967 — «Большие хлопоты из-за маленького мальчика» (бабушка);

1968 — «Деревенский детектив» (Глафира Анискина);

«Журавушка» (бабка Настасья);

«Как велит сердце» (Лидия Федоровна);

«Старая, старая сказка»);

1970 — «Приключения желтого чемоданчика» (бабушка);

1971 — «Молодые» (тетя Нюша);

1972 — «Двенадцать месяцев» (Гофмейстерина);

«Чудак из пятого „Б“» (бабушка Нины);

1973 — «Исполняющий обязанности» (Вера Борисовна);

1974 — «Анискин и Фантомас» (Глафира Анискина);

«Большой аттракцион» (Ольховикова);

«Одиножды один» (мать Анатолия);

«Царевич Проша» (Берта);

1975 — «Единственная…» (Арина Евгеньевна);

«Это мы не проходили» (Надежда Александровна);

1976 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (баба Варвара);

«Колыбельная для мужчин» (тетя Таня);

«Ты — мне, я — тебе»;

1977 — «12 стульев» (Клавдия Ивановна);

«Личное счастье» (Тикоцкая);

1978 — «И снова Анискин» (Глафира Анискина);

1979 — «Здравствуй, река!» (бабушка Степки);

«Примите телеграмму в долг» (Пивашиха);

«Трое в лодке, не считая собаки» (миссис Поппитс);

1980 — «Вам и не снилось…» (бабушка);

«Ночное происшествие» (Александра Алексеевна);

«У матросов нет вопросов!» (Клавдия Михайловна);

1981 — «Отставной козы барабанщик» (бабка Агапа);

«Руки вверх!» (бабушка);

1982 — «Не было печали» (Юлия Дмитриевна);

«Ослиная шкура» (злая Волшебница);

«Там, на неведомых дорожках…» (Баба-Яга);

1983 — «Карантин»;

1984 — «И вот пришел Бумбо…» (бонна);

«Рыжий, честный, влюбленный» (Сова Илона);

«Формула любви» (Федоса Ивановна);

1985 — «Как стать счастливым» (бабушка Лиды);

«Личное дело судьи Ивановой» (бабушкина соседка);

«После дождичка, в четверг…» (сторожиха);

1986 — «Кто войдет в последний вагон» (клоунесса);

«Малявкин и компания» (Анна Петровна);

1988 — «Раз, два — горе не беда!» (бабушка);

1989 — «Князь Удача Андреевич» (соседка Северьяна).

НАГРАДЫ

Сталинская премия (1951)
Заслуженная артистка РСФСР (1954)
Народная артистка РСФСР (1960)
орден Трудового Красного Знамени (1967)
Народная артистка СССР (1972)
орден Октябрьской Революции (1974)
орден Ленина (1984)

ПРЕССА


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги