23 мая 2024

Барочная «сумасшедшинка» в финале БТР

Юбилейный БТР – «Будущее театральной России - 2024» - в Волковском театре завершился постановкой Кирилла Пирогова «Женитьба Фигаро» с выпускным курсом Театрального института имени Бориса Щукина.
Вахтанговские - щукинские спектакли отличает особое ощущение сцены - особый сценический воздух. В сценографии спектакля свет превращал вертикальные белые прозрачные полотна в воздушный будуар Графини Альмавивы, в тяжелые гобелены графских покоев, в лунный лесной пейзаж с тенями-призраками в сцене свидания.
2024-05-19 18-47-12_1.jpg

Лаконичный сценический реквизит, конечно, можно объяснить учебным характером постановки, но скорее это признак особого вахтанговского - щукинского стиля, когда мизансцены строятся вокруг предметов-доминант, в этом спектакле действие вращается вокруг кресла, кушетки, лавки, белых полотен. Они становятся конструктивными элементами сценического действия и «цементируют» актерский ансамбль.
Лестницы на сцене живут своей жизнью и создают динамику в замкнутом сценическом пространстве. В смене декораций и «двигании» лестниц все персонажи превращаются в дзанни и в броуновском движении двигают нехитрый реквизит, потом, как по команде, исчезают в кулисах. Это добавляет особый шарм в общую барочную атмосферу спектакля – хаотично, но невидимая рука постановщика чувствуется во всем. В своих мизансценах актеры активно осваивают все пространство сцены – задник, центр, авансцену - и зал: уходят в зал и выходят из зала…
Мизансцены в спектакле словно передают эстафетную палочку друг другу, планы сценического пространства строго держат симметрию: у задника / за задником - на авансцене, у правой и левой кулисы… В любой мизансцене одновременно присутствуют минимум два актера, если, конечно, это не монологи.
2024-05-19 18-56-11.jpg
Холеричная барочная музыка «держит ритм» спектакля - легкий, воздушный, со взлетами страсти и «падением» в меланхолию. Энергичные стаккато и масляные легато заполняют все пространство зрительного зала – от зрительских рядов к куполу.
Вахтанговские - щукинские актеры всегда много двигаются на сцене, в учебном спектакле женские и мужские персонажи словно порхают, заполняя собой все пространство сцены и вызывая бешеные саккады у зрителей (надо же следить за теми, кто движется, и удерживать в поле зрения тех, кто не движется…). Движение плотно связано с речью, каждый жест и поза - со словом. Но и «малоподвижные» сцены полны энергии - она чувствуется в позах, жестах, находках молодых актеров.
В этом спектакле у каждой роли собственный рисунок - лаконичный и одновременно сочный. Каждый образ завершен и полон индивидуальности – браво!
2024-05-19 19-15-01_2.jpg

Дон Гусман Бридуасон в исполнении Андрея Попова протяжно заикается. «Пьяность» садовника Антонио не мешает Трофиму Писареву с ведрами на перевес вместе с Эмилем Гасан-Заде (Граф Альмавива) устроить скачки с препятствиями вокруг оттоманки Графини. Немалый рост и стать Сергея Васильева не мешают ему наполнить образ Керубино невесомостью и ветреностью молодого пажа, которого штормит от любовного томления.
Легкость и воздушность чувствуются в костюмах персонажей, словно не завершивших свой утренний туалет, с вьющимися лентами и шарфами, скачущими завязками и прыгающими фалдами. Даже буйные светлые шевелюры Графини Альмавивы (Марфа Пашкова), Сюзанны (Альбина Абрамова), Керубино (Сергей Васильев) «работают» на образ «сумасшедшего дня» в замке Графа Альмавива.
Марфа Пашкова играет свою Графиню с легкой сумасшедшинкой - как у Дездемоны, но от этого она не менее органична в комедии Бомарше. Добавьте к этому вьющиеся, постоянно распадающиеся белокурые локоны, мелодичные интонации речевого голоса и крепкий вокальный голос – сопрано на хорошей опоре и с хорошим диапазоном – и получите общее впечатление о Графине на сцене.
Публика в театре и телезрители привыкли к барочной легкости Фигаро - в драматических и оперных постановках… В опере принято делить голоса на лирические и драматические, и Никита Тау в роли Фигаро скорее драматический голос, его муки ревности звучат вполне по-отелловски - как у драматического вердиевского тенора - густо, страстно, «мясисто». Наверное, поэтому может показаться, что Никита в роли Фигаро «тяжеловат»… «Мясистость» сценического образа Фигаро иногда довлела над молодым актером, давила на барочную скорость речи и дикцию его персонажа…
2024-05-19 19-13-25.jpg

И заставила задуматься о судьбе сценической речи в современном театре…
Если вы хотите «проверить» полетность и дикцию актерской речи – идите на балкон. Речь актеров в постановке Кирилла Пирогова слышно было отовсюду и везде, даже на самом последнем ряду «галерки».
Но современные голоса (даже такие вышколенные, как щукинские) все-таки звучат немного поверхностно и не так объемно, как в «старой» школе. Поэтому, наверное, и сбивался полет «барочного ритма» спектакля, тем более что в общем «сумасшедшем» рисунке спектакля даже мелкие «сбои» особенно заметны.
2024-05-19 22-42-56.jpg

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги