21 сентября 2022

О нелинейном пространстве человеческой памяти…

Памяти Сергея Пускепалиса…

В пятый день Международного Волковского фестиваля Волковский театр принимал спектакль Казанского ТЮЗа «Иваново детство» режиссера Антона Фёдорова. Этот спектакль стал номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в 2021 году и Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин».

В этот же день Дворец Молодежи принимал Школу авторской кинорежиссуры Николая Бурляева и кинорежиссера Вадима Абдрашитова, который рассказал об особой материальности кинематографа, когда стакан на столе - это просто стакан на столе.

Кто бы мог подумать, что вечером того же дня, контрапунктом, покажут особую материальность - театральную, условную, нематериальную.

Спектакль Антона Фёдорова - он о нелинейном пространстве человеческой памяти… О том, что наша память, как и наши сны, вмещает отражение всего, что мы делали, видели, слышали, чувствовали, и все это со-существует, у всего этого СИМУЛЬТАННОЕ бытие… да и весь спектакль получился - НЕЛИНЕЙНЫЙ!

Антон Фёдоров сам выполнил сценографию спектакля: незамкнутый куб на сцене словно треснутая камера обскура… Словно колодец из фильма Тарковского, помните - в котором можно увидеть звезду…Сценическое действие, как в калейдоскопе, распадается на фрагменты-осколки и зоны - авансцена, у стен и на полу куба, перед зеркалом… А на «дне» сценического «колодца» транслировались кадры из того самого фильма Тарковского и того, что… снимала камера над зеркалом - фотографии из фильма Тарковского, игрушечные фигурки в «детских» руках Ивана – актера Нияза Зиннатуллина, в финале спектакля были руки музыкальные другого актера - Ильнура Гарифуллина - старшего лейтенанта Гальцева, он рисовал лицо мальчика… Рисовал и стирал… Словно это его руками рисовала и стирала изображение сама ПАМЯТЬ.
2022-09-21 19-24-39_2.jpg
Под вопросом оказалась собственная материальность персонажей. Иван Бондарев в двух «лицах» - в исполнении Нияза Зиннатуллина и его двойника, куклы с размытыми, стертыми, чертами лица (словно их никогда и не было). Тени персонажей - они стояли, падали, двигались, входили в «камеру обскуру», уходили из нее… В «настоящей» камере обскуре изображение перевернуто, в «камере обскуре» Антона Фёдорова изображение МНОГОСЛОЙНО, пласт накладывается на пласт - что там, за этими пластами, не разобрать, но глаза публики постоянно заняты, им досталась основная работа: отследить каждый фрагмент и «увидеть» смысловую связь между ними и сценическим действием, предметом которого стали не сами действия, а их «конвульсии», колебания, вибрации…

Та же симультанность касается и звука… В спектакле Антона Фёдорова трудно уловить источник звука, трудно, но возможно. Разгадка сама по себе увлекает. Ивана Бондарева - персонажа и куклу - «озвучивают» сам Нияз Зиннатуллин и даже голос Николая Бурляева из фильма 1962 года.

Даже пианино на сцене вибрирует и светится – это пляшущие языки пламени, музыка становится цветом и светом (художник по свету Игорь Фомин), а пианист Борис Пивоваров превращается в бога – не Гефеста, но тоже «кующего» - звуки, они складывают свой текст, над-текст...

В нелинейном спектакля «Иваново детство» пространства ведут друг с другом сложный танец. Актер на сцене дублирует цвет одежды и силуэт персонажа на видеоряде: смотрим на экран - видим Маргариту Терехову, смотрим на сцену - видим актрису… Они соприсутствуют, у них симбиоз.

Иногда персонажи появляются в «камере обскуре» по ходу действия, но звучат не на публику, а на экран - планы перемешались, но сосуществуют, как в Алисе у Льюиса Кэролла. Нияз Зиннатуллин рассматривает фотографии-кадры фильма Тарковского, «играет» в кораблики, в солдатиков, в фигурки лебедей, рисует пятистенок – все это у правой кулисы, а публика видит это на экране в глубине «колодца». Пространства рождаются на сцене, их движение составляет суть сценического действия.
2022-09-21 18-56-34.jpg
«Спектакль соткан из тишины» - сказал в записи перед началом спектакля голос Антона Фёдорова, но сценическое пространство соткано из звуков, даже пианино «звучит» богато, самое простое - звуки музыки, сложнее - треск пламени… Весь спектакль на пианино «пылал» огонь… словно звуки «сгорали» в пламенном эфире.

Спектакль не тишина и в мозге публики тоже не тишина. Тишина - это условность и относится она к реальности: слово вылетает и улетает, а его образ живет в нас вечно - вот такое свойство у нашей памяти. Звучит не жизнь, а наше представление о ней и отсюда вопрос: что реальнее - жизнь или наши о ней… воспоминания?

Все не так, как в кинематографе, который строится на действии и событии! Сценические действия у Фёдорова словно колеблются, вибрируют… Словно публике показывают их текучую «ауру»… Маргарита Терехова в кадрах из фильма сбегала с лестницы, кажется, раз десять. Действия персонажей не повторялись, но словно зеркально отражались друг в друге и в предметах…

В самом финале Ильнур Гарифуллин сгреб весь «реквизит» в ведро… реальность спектакля потеряла свое бытие… но началась реальность ПАМЯТИ и ВПЕЧАТЛЕНИЙ публики.

Материальность памяти далека от «грубой» материальности вещи: стакан на столе памяти не просто стакан... Да, она условна, ХРУПКА и ТЕКУЧА, у нее много агрегатных состояний, и Антону Фёдорову удалось поймать ИДЕЮ этих состояний - он их «увидел» мысленным взором, а блестящая работа актеров и постановочной команды показала это публике!

Ну а Иван Бондарев оттого и не определился - кукла он или человек, потому что и кукла, и человек лишь ИДЕИ, а смысл в другом: он - человеческая память, АМОРФНАЯ и ТЕКУЧАЯ, с разными агрегатными состояниями, как колобок - «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел».

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги