25 апреля 2022

Основано на реальных событиях

Степанов В.Н.,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, член Союза журналистов Российской Федерации


Per aspera ad astra
Можно ОТ
Можно К
Можно МЕЖДУ
И даже ИНТЕР-

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
В Волковском театре идет спектакль «Циолковский» в постановке Бориса Павловича. Жанр спектакля менялся на глазах: с оратории на «основано на реальных событиях». Спектакль рождался на глазах актеров, при их участии, Борис Павлович после каждой репетиции правил и дописывал реплики и мизансцены, композитор Роман Цепелев писал музыку. Спектакль окончательно «собран» на генеральном прогоне 2 апреля, а 3 апреля 2021 года прошла премьера.

ЛОСКУТНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Перед началом спектакля публика видит школьные доски, они черными лоскутами висят НАД сценой, словно заплаты. Постепенно приходит понимание, что это образ бездонной Вселенной, которая хранит эманации наших чувств и идей, на ней начертаны письмена. Это шире и глубже пресловутой ноосферы, которая, по идее Вернадского, лишь одна из сфер, окружающих Землю.
Доски вместо Вселенной… Такое решение предложили сценографы Александр Мохов и Мария Лукка, а игру света и тени обеспечил художник по свету Стас Свистунович.
Работу сценографов высоко оценило жюри премии «Золотая маска» и в 2022 присудило Александру Мохову и Марии Лукка премию в номинации "Драма / работа художника" - за работу над спектаклем "Циолковский".
2021-04-04 18-53-01.jpg
РАЗМЕЖЕВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
В ходе спектакля доски, парты, условные сугробы и дорожные ухабы постоянно движутся, слоят пространство сцены, а актеры движутся МЕЖДУ ними, ЧЕРЕЗ них, ЗА и ПЕРЕД ними. Вот такая визуализация жизненных преград. Все они замедляют течение времени – в спектакле и жизни.
Многослойна и многосферна не только Вселенная и планета Земля, многослойна и многосферна жизнь человека, многослойна и многосферна новая постановка Бориса Павловича.

МАКРО И МИКРО
Константина Эдуардовича Циолковского играет Илья Варанкин, жену Циолковского Варвару Евграфовну – Елена Шевчук. И даже эту сюжетную линию автору удалось расслоить.
В одной из сцен Елена Шевчук исполняет настоящий плач по своему суженому, которого «украли» суки-звезды: на них он смотрит МИМО жены. Маленькая фигурка беременной женщины мелькает МЕЖДУ досками, надрывы ее голоса слышатся ИЗ-ЗА досок. Актриса не пересекает условной границы-межи, она встает в один ряд с досками, в маленьком (на их фоне) проеме – и плачет-рыдает.
Циолковский и его супруга словно Адам и Ева, соединяют в себе, соединяют собой «прах земной» и «горние выси».
Циолковского влечет Вселенная, звезды, космос – его макровселенная. Мысли и чувства его супруги заняты земными делами, ее пугает река, на которой ломается лед, она его слышит, а чтобы лучше слышать - берет слуховую трубу мужа… и замолкает, пуская в себя эти пугающие звуки.
Проникновенный монолог Елены Шевчук, когда ее речь перебивается страшным шумом в трубке, подсказывает публике: это тоже Вселенная. Она слушает жизнь – вокруг и внутри себя, ту, которая зарождается и развивается в ее утробе. Она – микровселенная.
Варанкин и Шевчук играют «встречу» макро- и микровселенных. Мысль, которая ЗА всем этим стоит, проста: человек – это космос.2021-04-04 19-01-08.jpg
АТОМНАЯ ГАРМОНИЯ И МУЗЫКА НЕБЕСНЫХ СФЕР
Человек «заперт» между небом и землей, между стихиями природы. Но он состоит из одних с ними элементов, у них одинаковая атОмная структура.
Ученицы Циолковского из епархиального женского училища усвоили этот урок своего учителя, в их интермедиях его идеи ОЗВУЧЕНЫ и представлены в танце, в одном из них - словно в замедленной съемке (хореография Анны Закусовой).
Вокальное оформление хоровых интермедий многослойно и многоголосо, оно полифонично. Композитор Роман Цепелев поймал и положил на ноты МУЗЫКУ НЕБЕСНЫХ СФЕР. Его музыка вызывает ассоциации одновременно со средневековыми хоралами и эльфийскими балладами современных фентези. Ангельский хор слышно даже в коридорах театра.
Восемь актеров на сцене, и у каждого - свой голос. Восьмиголосая полифония рождается в движении: актеры поют в движении – это высший пилотаж вокального мастерства. Нижний регистр звуков обеспечивают Кирилл Искратов (он исполняет одну из школьниц) и Сергей Скоков (он исполняет роль инспектора училища Николая Ивановича). В отдельных хоровых номерах солируют Анна Ткачева, Наталья Мацюк, Юлия Знакомцева, их голоса звучат НАД хором. В атОмной гармонии человека и Вселенной в своей мелодекламации пульсирует и своим телом вибрирует Анна Ткачева.2021-04-04 19-19-36_1.jpg
КОСМОС – ЭТО ВИБРИРУЮЩАЯ ТИШИНА
Есть и еще одна МЕЖА. МЕЖДУ звуками и тишиной живет сам Циолковский (Илья Варанкин). Его реплики превращаются в монологи, иногда возникает ощущение, что говорит он один, а публика смотрит моноспектакль.
Присутствующих на сцене людей просто не слышно, только видно, как шевелятся их губы. При этом реплики каждого были тщательно прописаны автором – свой звук актеры просто «отключали». И «включали» только по мановению «волшебной палочки» - слуховой трубы Циолковского: он давал им голос.
«Глухой» (после перенесенной в детстве скарлатины) Циолковский в сценах с женой, в инсценировке детского спектакля точно реагирует и без своей трубы. Как говорит в одной из своих реплик сам главный персонаж, наука может объяснить любое явление, даже из Священного писания. Вот и такое поведение персонажа объясняется физически: он резонирует звуки внешнего мира и речь окружающих. Говорят, когда стоишь В колоколе НА колокольне, слышно все, что происходит вокруг: колокол усиливает внешние звуки. Так и Циолковский – большой колокол, резонатор, в который входят и в котором усиливаются и звуки речи, и шум внешнего мира, и музыка Вселенной. Они в нем вибрируют.2021-04-04 18-55-29.jpg
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МЕЖА
Еще одна МЕЖА. Циолковский был автодидактом, великим самоучкой. Это положение МЕЖДУ высокой наукой и школой, наверное, составляло суть его экзистенциального конфликта.
А в спектакле этот конфликт инсценируют, с одной стороны, инспектор училища Александр Иванович (актер Сергей Скоков) и его жена классная дама Наталья Николаевна (актриса Людмила Пошехонова).
С другой стороны - приехавшие «инспекторы»: из Санкт-Петербурга - Дмитрий Иванович Менделеев (актер Николай Лавров), а из Москвы - Николай Егорович Жуковский (актер Семен Иванов).
В дуэте Лаврова и Иванова публика снова улавливает МЕЖУ – борьбу восхищения провинциальным самоучкой и сомнения в его научной состоятельности. С первого своего появления актеры раскрывают еще один сюжетный пласт и держат «портал» открытым до конца действия.
За кадром осталась только одна МЕЖА, по-видимому, мелкая, с точки зрения авторов: Циолковский был дворянином и принадлежал к польскому роду, а всю жизнь, как и его отец, скитался и учительствовал в России.2021-04-04 20-25-51.jpg
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ МЕЖА
Наверное, последняя МЕЖА связана с интертекстуальностью.
В новой постановке есть и «паромщик», этакий мифологический Харон, соединяющий миры – видимый и невидимый, прошлое с настоящим и будущим.
Заслуженный артист России Евгений Мундум играет школьного сторожа Николая Федоровича. По-видимому, прототипом этого персонажа стал философ русского космизма Николай Федорович Федоров.
Именно в уста Мундума автор вложил многие идеи философа-футуролога: о бесконечности космоса и бесконечности «соприродного» ему человека; о вечности космоса и, соответственно и потенциально, человека; о возможном возрождении во плоти всех умерших. И самая прикольная – и сладкая для уха любого работника культуры: музей – это место, где преодолевается… смерть, а «мертвые» вещи получают вторую жизнь.
Интертекстом в постановке стала философская поэта Николая Заболоцкого «Безумный волк», а через нее – дорога к гетевскому Фаусту. Именно из «Фауста» Заболоцкий взял эпиграф: «Hör', es splittern die Säulen ewig grüner Paläst» («Внемли! Раскалываются колонны вечнозеленого дворца»).
Поэму Заболоцкого инсценируют ученицы епархиального училища для высокой столичной комиссии. Циолковский играет Волка. Он – ученый и экспериментатор, но самоучка. Безумный Волк – это и сам Заболоцкий, и Циолковский. Сцена безумия сыграна Варанкиным с гамлетовским пафосом и стала кульминацией экзистенциального конфликта: быть или не быть – космосу, жизни, человечеству и самому человеку. А предваряют это слова Мундума-Федорова (в сцене чуть раньше) о том, что технический прогресс мостит дорогу к смерти.2021-04-04 19-14-30.jpg
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭГРЕГОР
Высокий накал экзистенциального эгрегора заставляет вибрировать не только Циолковского и Заболоцкого в веке ХХ, но и Варанкина с Павловичем - в XXI веке, актерский состав – с создателями спектакля, их всех вместе – с публикой.
Циолковский устами Варанкина часто произносит фразу: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно оставаться в колыбели». Это о прогрессе. А новый спектакль, скорее, о судьбе прогресса. Эту мысль произносит персонаж Мундума: «Ведь все уже сказано и написано». (Персонаж Мундума сидит на «табуретах» в виде связок книг.)

ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ
Решение последней сцены глубоко символично.
В глубине сцены висит сложная инженерная конструкция из световых линий-перекладин. В ее центре-окружности в образе витрувианского человека-Вселенной с распростертыми руками висит Варанкин-Циолковский.
Световые лучи конструкции образуют перспективу и начинают вращаться. Появляется второй ряд лучей - они смыкаются, словно затвор диафрагмы фотоаппарата, и медленно закрывают витрувианского человека. Словно телескоп, направленный в космос, перевернулся, превратился в микроскоп и направлен на самого человека. Мы думаем, что смотрим на звезды, а постигаем себя.
Это сценическое решение напоминает супрематическую композицию оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых (1913 год). Их пьеса с супрематическими декорациями Казимира Малевича стала примером синтеза искусств – слова, музыки, формы.
Вот что писал Малевич об этом спектакле: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
По-видимому, спектакль «Циолковский» в Волковском театре идет этим же путем, «распыляя вещевое слово», «разрывая вопль сознания старого мозга», «раскрывая торчащие в землю и небо дороги».2021-04-04 20-47-10_2.jpg

Татьяна

Какое атмосферное описание!



Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги