19 сентября 2022
От Некрасова до Некрасова
Этим спектаклем открылся XXII Волковский фестиваль в Волковском театре!
Признаю, что Марина Райкина написала об этом спектакле ИНТЕРЕСНЕЕ, а я просто не могу молчать.
ОТ НЕКРАСОВА ДО НЕКРАСОВА
Спектакль родился как совместный проект театра и Историко-культурного комплекса «Вятское» и приурочен к 200-летию Н.А. Некрасова. Спектакль родился в 2021 году, а премьера на открытом пространстве состоялась только в 2022... после пандемии.
Действо рассчитано на открытое пространство, в нем чувствуется (и ожидается) простор – ширь небес и бескрайний горизонт. Их иллюзию блестяще создают сценическое оформление и свет.
Декорации лаконичны, даже минималистичны – только самое функциональное: фасад деревянного дома на заднике, скамьи, шесты с шапками-ушанками, два подиума с музыкальными инструментами и микрофонами в глубине, ветродуи-вентиляторы, жестяные ведра в ряд на авансцене, рында у правой кулисы и ленты с бубенцами – с двух сторон сцены. Вот и весь реквизит. Но у каждого предмета своя роль – в руках актеров. Каждое сценическое «ружье» стреляет в свой черед – ничего лишнего или забытого.
А когда включается свет – тысячью софитов «на оси», - фасад на заднике окрашивается разноцветными картинами, а в небе над сценой зажигаются солнца и звезды, на сцене иногда ползает туман и круговертит конфетти. Космос русской жизни, ее мифологема.
Спектакль задуман как баттл («перебранки») – «известного» Некрасова с его «неизвестными» alter ego. Либретто написал Олег Грисевич. Заслуженный артист России Николай Зуборенко - в роли маститого Некрасова. А в роли трикстеров - блестящий мужской ансамбль волковской труппы: Руслан Халюзов, Виталий Даушев, Алексей Кузьмин, Семен Иванов, Илья Варанкин, Сергей Карпов, Кирилл Искратов, Ануар Султанов, Михаил Емельянов, Андрей Симонькин, Кирилл Деришев.
В ткань спектакля вплетены, как сейчас принято говорить - теги: ИЗВЕСТНЫЙ – НЕИЗВЕСТНЫЙ – БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ… Но просится еще один или даже несколько: НЕОЖИДАННЫЙ – НЕЖДАННЫЙ. Режиссер, постановочная группа и волковская труппа показали Некрасова, которого публика не ожидала увидеть, но вот случилось – нежданно-негаданно.
Режиссер спектакля народный артист России Валерий Кириллов Валерий Кириллов показал Некрасова БЕЗ пены социалистического реализма, без его черно-белой монотонности, в полном блеске и мощи народной стихии – образов, тем, сюжетов, слов и оборотов. Словно мы увидели Некрасова сквозь трехслойный фильтр Прокудина-Горского.
Путь публики лежит ОТ Некрасова хрестоматийного, стереотипного ДО Некрасова «без ретуши» и К Некрасову «личностному». Это нужно увидеть – всем поколениям, всем землякам и гостям, всем. Для одних это будет удивлением, для других – открытием, но уверен: для всех – потрясением.
В спектакле все построено на некрасовском тексте, текстах – его стихах, воспоминаниях о нем, его биографии. Но вот эмоции – другие, не-некрасовские: буйные, яркие, слепящие, оглушающие.
Наверное, отдаленно это можно услышать в строках из «Кому на Руси жить хорошо»: Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется – Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ!
В этом праздничном буйстве кирилловский Некрасов похож на малороссийского Гоголя.
В костюмах Светланы Наумовой чувствуются живописные аллюзии на передвижника Константина Маковского, но – сильнее и по духу – на театральные работы Льва Бакста, Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
А по цветовой гамме – не поверите! – на Субрата Гангопадхи.
Художник по костюмам смело ломает традиционную геометрию мужского костюма, играет цветными пятнами-лоскутами, бахромой, меховыми накладками и аксессуарами.
Женские костюмы роскошны. Яркие платья-ротонды (русские «матрёны») с навершиями в виде кичек, венков и тюрбанов. Их коловращения сродни магическому кружению суфиев.
Хореография Елены Соболевой-Пугачевой вдохнула жизнь в традиционные русские народные пляски – гулянья, хороводы, кадрили, плясовые. Особенно хороши сюжетные сценки, в которых актеры через движение передают человеческие эмоции - счастье и боль, умиротворение и удаль.
Композитор Игорь Есипович использовал в своей музыке лиризм и мелодичность русской народной песни. В хоровых аранжировках сильные актерские голоса сплетают сложную полифонию и вплетают контрапункт, традиционные песенные техники соединяются с современным миксом. Мощные полифонические композиции («Зеленый шум», «Матушка Русь / Ты и убогая, ты и обильная») оттеняются тонкими и лиричными в исполнении Натальи Асанкиной, Александры Чилин-Гири, Татьяны Коровиной и Ануара Султанова - в образах Зинаиды Николаевны и Николая Алексеевича).
В новой постановке возник тончайший сценический синтез разных искусств.
Валерий Кириллов вернул ярославской публике все, что она так любит в многоголосой, поющей и танцующей, многоликой и удалой Волковской труппе.