Размер шрифта:
Цвета сайта:
Театр им. Федора Волкова
Российский государственный академичеcкий ТЕАТР им. ФЕДОРА ВОЛКОВА
Покупка билетов

Степанов В.Н.,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, член Союза журналистов Российской Федерации

«МОСКВА - ПЕТУШКИ», или Трагические листы… в коробах

У Венедикта Ерофеева есть эссе 1973 года, оно посвящено русскому философу трагической судьбы Василию Васильевичу Розанову: «Василий Розанов глазами эксцентрика». По-видимому, творчество Розанова было близко Ерофееву, потому что они оба эксцентрики.

Ну так вот, Василий Розанов считал, что у русской философии особый путь и особый характер в этой связи. Она «рождается» в недрах русской литературы и искать ее надо в творениях Пушкина, Толстого, Достоевского, Лескова и самого Розанова. Розанов придумал название целому жанру и называл свои произведения «мыслями», а их сборники – «коробами».

У режиссера Дениса Азарова в постановке поэмы «Москва-Петушки» в Волковском театре что ни реплика у актера то розановская «мысль» - лепная, фактурная, скульптурная, а вся постановка – это целые короба таких мыслей. Словно Веничка заговорил…cb30778ff2889e956c5d3c72641f15f0.jpg
Ну а немецкая философия с ее ноуменальностью и феноменальностью, категориями «an sich» и «für sich» да леммами и трансцендентальностью через слово лишь «листочки» - для прикрытия русского философского гения. Да и сам Ерофеев назвал свою поэму в посвящении Вадиму Тихонову трагическими листами.

И главным, а посему типичным, русским философом в постановке Дениса Азарова выступает сам Веничка (актер Кирилл Искратов). Все по Розанову: только художественные образы и такие же художественные смыслы помогают «перемолоть» трагизм жизни. Веничка у Ерофеева-Азарова философ-энциклопедист, манипулирующий понятиями философии, логики, эпистемологии, знаниями мировой и отечественной литературы, живописи и музыки.
А вот параллели с мировой живописью и скульптурой добавили сам режиссер и художник Дмитрий Горбас, и на фоне микеланджеловских фресок в Сикстинской капелле Кирилл Искратов выглядит уже не просто запойным философствующим бомжем в поисках своей Итаки-Петушков, а настоящим ветхозаветным пророком, сродни Иову или Иеремии. И его мечты о ласках фемины и неподаренные младенцу сладости-подарочки («конфеты «Василек» и орехи 200 грамм») усиливают это сравнение. Прямо по Горькому: «А был ли мальчик?». Или это проекция нереализованной отеческой и супружеской любви-нежности…

Вместе с Веничкой в новой постановке Дениса Азарова движущей силой сценического действия выступают Ангелы, прелестные и добрые, Веничкины alter ego, его голоса, его бахтинское многоголосие - полифония. Словно вся пьеса еще и диссоциативное расстройство личности – то ли от упорных занятий философией, то ли от безмерных возлияний.79e834747025427fcc875948886b385e (1).jpg
Alter ego в исполнении Ильи Варанкина в обвислых брюках с расстегнутой ширинкой, вытянутой спортивной куртке, спортивной шапочке-пилотке (мечта советских спортивных юношей 80-х) и больших очках в советской кондовой роговой оправе с треснутой линзой воплощает производственные и досуговые перипетии Венички-бригадира, хотя граница между ними тонка: и на досуге и на производстве все вокруг пьют – ради стимула, из духа соревновательности, с горя, от радости. Из-под советского бесформенного тряпья нет-нет да и прорвется выправка «бальника» - с точеными бальными движениями, манерными бальными позами и бальными шагами. А из-под очков звучит чеканная русская, иногда немного вялая, но все же ритмичная речь. И в этой речи нет-нет да и проступят великие русские слова о силе духа, воли и противостоянии человеческой слабости. Да и что с него взять – он же голос, фон.10cc5e5e0db1201aa58afb73156835c8 (1).jpg
Alter ego в исполнении Виталия Даушева многолик и скульптурно сложён. На несколько долгих минут (пока вокруг бушуют Вальпургиевы пляски) замирает на пьедестале: взгляд намертво вперился вдаль, пальцы конвульсивно изогнуты, вся кровь прилила к лицу – ни дать, ни взять античная статуя, да не такая, как мы привыкли в музеях видеть, а исконная, древняя – цветная, украшенная, «живая». Или вот он же в милицейской шинели, но не милиционер, а софокловский Сфинкс, пытающий Эдипа-Веничку, «запирающий» ему вход в Петушки-Фивы, бьющий ему под дых, низвергающий его в пропасть мирской жестокости и глупости. И ведь чем пытает, не поверите, пифагоровской нумерологией, математической музыкой Вселенной: цифры, пункты, точки... А вот он же – как пластилиновый: это «внучок» Митрич, по-школярски лепящий из своего лица и тела все, что скажет Веничка, - от стыда. То верхнюю губу уберет, то нижнюю выставит, то вытечет слезами в ботинки. И даже моргал от горя «всеми подмышками», как ему сказали.
2014-12-08 21-21-08.jpg
Alter ego в исполнении Семена Иванова – сладкоголосый баюн. Это он выдавал под микрофон музыкальные свинговые сеты, под которые вальпургилась вся компания. Это он травил литературные байки о великих, то Модеста Мусоргского с Николаем Римским-Корсаковым приплетет, то Ивана Бунина с Николаем Гоголем языком причешет, то по Иоганну фон Гёте с Фридрихом Шиллером пройдется. Это он номенклатурный нормоконтролер, нависающий с угрозами над бригадой и бригадиром или благостно и щедро разливающий чекушку попутчикам. Это он – суррогат так нелюбимого Веничкой мерзкого голоса Ивана Козловского, но тоже ведь – голос, фон.
Alter ego в исполнении Николая Зуборенко в некотором смысле «лучше» Венички, потому что он его восприемник но посту бригадира, он тот самый Алексей Блиндяев, член КПСС с 1936 года. Он же Митрич, пьющий только краденое и стыдящийся своего порока – крадущий и стыдящийся, крадущийся и стыдящий… Что крадет и куда крадется? Да туда же – в Петушки крадется. А что крадет? Так их же и крадет, чтоб Веничка не доехал, недоочистился, недопричастился. А кого стыдит? Каждый отвечает для себя.fe12bf82d70bdae038a912c873e865ae (1).jpg
Феминное alter ego Венички в постановке Дениса Азарова - в исполнении Евгении Родиной. Вот уж где раздолье. То она, помятая, гнездится на неудобной вагонной скамеечке, и глаза у нее такие - посоловелые. То она «за-пушкина-пострадавшая» и «четыре-зуба-выбил». И как это она верхней губой слева так «водила»? То приподымет, и приоткроет… (Я такое только у лошадей с уздой наблюдал, у самого меня не получается.) То она вдруг «Ленин-на-пьедестале» - и руку так по-ленински выгибает: рука вверх, а ладошка ее вниз… А когда в луче прожектора на стене просвечивали фрески Сикстинской капеллы, то она – попавшая в этот луч – сродни всем этим микеланджеловским «ишим», в одном ряду с ними, одного лика, одних глаз.2014-12-08 21-24-31.jpg
Но на этом многоголосие не заканчивается. Была еще «бесстыжая царица с глазами, как облака», «искусительница», «блудница», «рыжая стервоза», «волхвование» Елена Шевчук. К ней стремится, о ее крутых бедрах грезит, ее «не помнит» главный герой и его отражения. О ней философствуют: «Человека в чистом виде лемма принимает, а бабу – не принимает». (Обсуждалась и еще одна дихотомия, но о ней умолчим до времени.) Она и сама многоголоса: и поезда объявляет, и станции анонсирует, и «шумит» в громкоговоритель, и слова запретные произносит – «талифа куми», что значит «встань и приготовься к кончине». А это уже из плачей погребально-поминальных, а это уже голос плакальщиц древних.0bd21da86127111f1b5467fed9c67207 (1).jpg
Был и еще один alter ego, ипостась Веничкина, только и не ангел вовсе, а – берите выше – Архангел, по-видимому, Михаил, предводитель войска небесного и страж небесных врат, не пустивший Веничку в его рай, отправивший его обратно в чистилище – прямо к башням кремля. (О Вас говорю, Руслан Халюзов.)

Ну, и напоследок, о музыке.
Денис Азаров не был бы Денисом Азаровым, если бы не коснулся глубинных музыкальных сфер. Его актеры устроили «хлопкОвую» симфонию, и так хлопали крышками ящиков-скамеек, так били по их сколоченным дощатым бокам, что перещеголяли сам поезд.

Была еще и «гудкОвая» симфония звукорежиссера Антона Мануйлова. Он так чутко следил за исполнением возрастного ограничения 18+, что почти синхронно с актерами включал гудок-пик. (Поначалу я даже присматривался к одежде актеров и вещам на сцене: нет ли где проводочков с кнопочками, ну чтобы нажимать, когда чувствуют, что подкатывает матершинка.) Нет, это все Антон, он незримо присутствовал.
Вот так и сложились триумф и пропаганда театра. И театр предстал многоОбразным.

Театр-текст - с горизонтальными нитями смысла и плетением словес, с лучами прожектора и светлыми квадратами экрана, с музыкальными фрагментами и шумными предметами – это с одной стороны. А с другой - с вертикальными нитями ассоциаций и аллюзий, уводящих в глубь на тысячелетия, в философию, литературу, музыку, живопись, да глубоко куда. А публика, как тот челнок, летала туда-сюда, чтобы поспеть за полетом фантазии авторов – писателя, режиссера, актеров.

Театр-грамматика напомнил нам, как эти все смысловые ниточки «правильно» сплетаются и связываются, как их правильно соединять.

Театр-коммуникация помог публике вернуться к своему Веничке, о котором читали в молодости, к своей молодости, которую изобразил Веничка, к своим Петушкам (Петушки, правда, у каждого свои и называться могут по-разному).
Помимо актерского действа на сцене, незримого присутствия режиссера и звукорежиссера, оглашЁнного ерофеевского текста, вирусных литературных, философских, музыкальных и прочая аллюзий, были и другие слои, у каждого зрителя - свой: они вставали перед мысленным взором публики, рождались в только им знакомых местах и временах, и каждый зритель думал о своем и о себе.
Полифония, говорил же Бахтин.
a691359e7e543a46f4c746918ab2bed7.jpg

Возврат к списку