Размер шрифта:
Цвета сайта:
Театр им. Федора Волкова
Российский государственный академичеcкий ТЕАТР им. ФЕДОРА ВОЛКОВА
Покупка билетов

Автор

Александр Афиногенов

Жанр

Фарс

Режиссер

Арсений Мещеряков

Время

2 часа 20 минут с одним антрактом

«Страх породил бесстрашие»

Спектакль «Страх» переносит зрителя на сто лет назад, когда в нашей стране начался грандиозный социальный эксперимент по созданию справедливого общества и формированию нового типа человека. Это было романтическое время, наполненное энтузиазмом созидания. Многим тогда казалось, что за несколько лет можно построить идеальное общество всеобщего счастья.

Профессор Бородин (его блестяще играет заслуженный артист России Евгений Мундум) уверен, что научными методами можно изменить и улучшить человека. Он считает, что поведение человека зависит от вечных, неподвластных никаким политическим изменениям регуляторов — любви, голода, гнева и страха. В «нового человека» он не верит. «Мы живем в эпоху великого страха», – утверждает Бородин. Уберите голод и страх – и жизнь человека изменится.

Ему противостоят убеждённые в своей правоте и готовые на любые жертвы строители социализма – «выдвиженцы» – во главе с Еленой Макаровой (Елена-Ярослава Мазо). Она и её сторонники, которые, как саркастически замечает профессор Бородин, ещё даже не научились ставить запятые, берутся «научно доказать», что новое общество будет создано не профессорами, а выдвиженцами «от станка», а место старой интеллигенции – на свалке истории.

И зрителю самому предстоит решить, кто исторически оказался прав в этом споре.

Сюжет пьесы, конечно, не сводится исключительно к идеологическому противостоянию. Спектакль наполнен множеством драматических конфликтов, его герои любят и ссорятся, проявляют благородство и предают, одни – активно вмешиваются в события, другие – равнодушно наблюдают за происходящим.

Дочь профессора Бородина – скульптор Валентина (Анна Ткачёва, Мария Маврина) – пытается, применяя теорию отца, создать скульптуру рабочего, «выражающую не отдельную личность, а основную идею эпохи – коллективизм в стимулах гнева, любви, страдания и победы». Но эта задумка с треском проваливается.

Любимый аспирант Бородина – Герман Кастальский (Илья Варанкин), внук сенатора и сын академика – мечтает стать ассистентом профессора и поехать в командировку в Берлин. Он много рассуждает о благородной роли науки, о чести и достоинстве учёного, но как только его арестовывает ГПУ, он тут же предаёт своего учителя, обвиняя его в контрреволюции.

Очень разные люди выведены автором пьесы и среди «выдвиженцев». Приехавший в Москву учиться казах Кимбаев (Ануар Султанов) искренне стремится «обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». В то же время он говорит, что, когда вернётся в степь, будет бить свою жену, а с оппонентами готов «спорить» арестами и рукоприкладством. Муж Елены – аспирант и партиец Цеховой (Кирилл Искратов, Николай Кудымов) – с лёгкостью бросает её ради красивой жизни с Валентиной.

Режиссёр Арсений Мещеряков привлёк к работе высокопрофессиональную постановочную группу. В сценографии, костюмах и музыкальном оформлении спектакля использованы символика и стилистика начала 1930-х годов. Декорации легко складываются и трансформируются, приближая постановку к эстетике революционного уличного театра.

Современное прочтение знаменитой пьесы, в 1930-е с успехом шедшей в большинстве театров СССР, позволит зрителю из сегодняшнего дня взглянуть на людей 30-х годов, задуматься о том, почему грандиозный социальный эксперимент так и не был реализован.


Возврат к списку