05 Октября 2021

Памяти Николая Спирина, архитектора здания театра им. Федора Волкова

Со страницы Алексея Куликова (руководитель мастерской в Центральные научно-реставрационные проектные мастерские)
Хочется оставить в ленте запись или вернее напоминание, о человеке которого раньше не знал, но случилось так, что заочно познакомился. Познакомился даже не с ним, а с воспоминанием о нем. Вспомнить об этом человеке для меня было важно именно в годовщину его смерти 4 октября 1938 г.

Сложилось так, что в данный момент нами с Катя Антонова, совместно с нашей проектной группой, ведется проектирование по реставрации того самого театра, ставшего яркой и, к сожалению, единственной победой, молодого архитектора Николая Спирина. Итак…

Николай Александрович Спирин - родился 15 января 1882 года на территории Польши в семье кадрового военного. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества -одно из ведущих учебных художественных заведений Российской империи, на базе которого, после расформирования его в начале 1930-х годов, возникли Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт.
В 1908 году работая в московской управе помощником участкового архитектора, принял участие во всероссийском конкурсе, объявленном Московским обществом архитекторов, по просьбе Ярославской думы, на проект нового театра.

Николай Спирин

По условиям конкурса, все работы были представлены под девизами — без указания имен и прежних заслуг их авторов. Жюри под председательством архитектора Ф. О. Шехтеля отдало первое место проекту, поданному под девизом «Танцующие в круге», автором которого являлся Николай Спирин, которому на тот момент только исполнилось 27 лет.

После принятия решения по присуждению победы в архитектурном конкурсе, проект, по итогам рассмотрения был утвержден Ярославской думой и началось строительство, надзором за которым, включая ведение затратами было поручено молодому архитектору, с чем он с честью и справился. Произведенная молодым, никому неизвестным архитектором работа была колоссальна по проработке, а отсутствие опыта было с лихвой компенсировано его увлеченностью и энтузиазмом.

Не смотря на яркий успех, дальнейшая судьба Николая Спирина складывалась тяжело. Отслужив после завершения строительства театра более года в артиллерийской бригаде и получив звание прапорщика, Спирин возвращается в Москву, где женится и снова начинает архитектурную практику. Но спокойная жизнь длится не долго. С началом Первой Мировой войны, его призывают на фронт, где он пробудет до 1915 года, после будет переведен на службу на Тульский оружейный завод. Далее революция, демобилизация работа районным архитектором в Москве, потом работа в архитектурно-художественном совете Архитектурно-планировочного управления Моссовета.

В 1933 году был обвинён в антисоветской агитации, арестован, осужден и на три года ссылки в Вологодскую область, где работал учителем. После окончания срока возвращаться в Москву ему запретили, и в апреле 1937-го он решил поселиться в Рыбинске — поближе к Москве и к Ярославлю.

Н. Спирин

В феврале 1938 года Спирин был повторно арестован по делу о шпионаже и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 4 октября 1938 года.
Посмертно реабилитирован в 1958 году. В документах о реабилитации по первому аресту в Москве указывалось, что при осуждении Н. А. Спирина, проведенном во внесудебном порядке, выдвинутое обвинение не содержало никаких конкретных доказательств.

В документах о реабилитации по второму аресту в Рыбинске указывалось, что никто из шести обвиняемых в шпионаже на суде свою вину не признал. Более того, остальные обвиняемые в шпионаже, осужденных к лишению свободы, в 1941 — 1947 годах при пересмотре их дел были освобождены за отсутствием состава преступления. Обвинение Н. А. Спирина (единственного обвиняемого, приговоренного к расстрелу) как «завербованного польской разведкой руководителя шпионской группы» было полностью опровергнуто. Проверкой прокуратуры СССР было установлено, что «завербовавший» Спирина в 1935

 году Болеслав Любяк еще в 1932 году выехал в Польшу, где и умер в 1936 году, не возвращаясь более в СССР.
К чему, собственно говоря, эта история… На мысль о ее написании нас навел спектакль под названием «Забыть Герострата», который нам посчастливилось посмотреть в Театре имени Волкова (Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl)). Спектакль потрясающий и как любая хорошая постановка, оставляет после просмотра некоторое волнение и желание обдумать увиденное. Для тех, кто не смотрел его и не читал одноименную пьесу Григория Горина, краткая основа сюжета в следующем. В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды, строившийся более ста лет. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Храм простоял сто лет. В ночь 356 года до н.э. житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды, с целью прославится. Никто не помнит имена строителей Храма, но в веках осталось имя человека, который его уничтожил.

А вот теперь к главной мысли моего повествования. Очень хочется, вопреки живущей памяти Герострата, вспомнить имя человека, создавшего «Храм». Человека, создавшего одно из самых значимых, с точки зрения архитектурного облика, и узнаваемых зданий Ярославля, формирующих облик его центральной площади.
Вопреки сложившимся традициям не буду рассуждать о жестоком и сложном периоде нашей истории, перемоловшим много судеб и жизней, но просто хочу вспомнить о молодом и талантливом человеке Николае Спирине создавшим театральный храм ставший достойным вместилищем и оправой для прометеевого дара, принесенного другим великим человеком Федором Волковым.
Памяти всех забытых коллег, и не только. …забыть Герострата.

памятник

памятник2

Автор: Алексей Куликов (руководитель мастерской в Центральные научно-реставрационные проектные мастерские) в социальных сетях


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги