29 марта 2024

Театральный секрет

Волковский театр в Ярославле может скрывать стены более раннего здания

Ориентировочно в июле этого года начнется масштабная реставрация знаменитого Театра имени Волкова в Ярославле. Проект получил бронзовую награду фестиваля "Архнаследие 2021" в номинации «Объекты гражданской архитектуры», его авторы - ФГУП «ЦНРПМ»: С.Б. Куликов, А.С. Куликов, Е.А. Антонова, К.О. Ахапкина, В.А. Баженова, А.Г. Семенова, И.А. Чуканова. Название проекта определяет и его общую концепцию: «Путешествие во времени» - в этом выражено стремление показать зрителям театральное здание, которым оно было в разные эпохи и строительные периоды.

Да, сегодня постройка уже сама по себе стала предметом архитектурного искусства и ценностью, которую не надо доказывать и обосновывать. Но – как оказалось – еще надо и надо исследовать. «Здание городского театра 1911 г.» - памятник федерального значения, а с 2019 года – еще и особо ценный объект культурного наследия. Все это - официальное название и датировка. Но в ходе исследований и архивных изысканий возникла гипотеза о том, что нынешняя постройка скрывает в своих стенах здание более раннего периода – середины XIX века, и что документы о том, что новый театр 1911 года был построен после сноса предыдущего – могут быть не достоверны…

7ee18b033436a9a477d56b4f7f95126e.jpg
Изображение театра 1821 г.

c63157dbf720553400774006d0db6acd (1).jpg
Театр "в редакции" 1840 г. 

924e803f1604ee324161fd63c421f270 (1).jpg
Театр образца 1882 г.

ab7d96d1944307e8c7b67c41beba8bbb.jpg
Театр образца 1911 г.

Театр начинается с территории

Для начала надо вспомнить историю Волковского театра в Ярославле и вообще места. Все это в полной мере исследовано реставраторами – многие документы были обнаружены впервые и, собственно, и стали источником гипотезы.

А место очень необычно и было весьма знаковым с глубокой древности. До начала XI века здесь существовала Волосова логовина, служившая природным урочищем и местом языческого поклонения Волосу (Велесу). Затем обращенные в христианство язычники построили на месте капища храм во имя св. Власия, епископа Севастийскаго. Он и дал впоследствии имя крепостной башне, площади, улице и Власьевскому саду. Затем в XVI веке в том районе была построена одна из первых башен земляного города – Власьевская.

В 1780-х гг. был срыт земляной вал, засыпан ров и разобраны укрепления на протяжении от Власьевской башни до Спасо-Преображенского монастыря. Была устроена рыночная площадь, на которой в 1819 г., на месте срытого земляного вала с восточной стороны Власьевской площади по проекту и на средства архитектора П.Я. Панькова построили первое театральное здание. Затем началась череда смены хозяев и перестроек.

В конце 1830-х гг. театр приобрёл актёр Михаил Яковлевич Алексеев, который в 1841 г. здание снова перестроил. В 1855 г. владельцем ярославского театра стал бывший крепостной музыкант, работавший театральным кассиром (каков социальный лифт!) В.А. Смирнов. В 1880 г. Смирнов продал театр купцу С.А. Черногорову. И уже вскоре Городская управа потребовала от Черногорова заменить все лестницы в здании на несгораемые. После долгих препирательств Черногоров предложил городу выкупить у него здание театра за ту же сумму, которую он сам уплатил Смирнову — 15 тысяч рублей. Это предложение было принято, и в 1882 г. театр перешёл в собственность города, после чего была проведена серьёзная реконструкция предположительно по проекту архитектора Н.И. Поздеева. По парадному и боковым фасадам были сделаны пристройки, придавшие зданию совершенно новый вид, количество мест было увеличено до 677 мест: в партере — 195, в ложах — 215, на галереях — 267. В 1891 в здании был устроен водопровод, в 1897 — электрическое освещение.

23 декабря 1906 г. специальная комиссия пришла к выводу, что здание городского театра находится в аварийном состоянии и рациональнее всего его снести и построить заново. Городская Дума высказалась за проведение открытого конкурса на проект нового здания театра, для чего было решено обратиться за помощью в Московское архитектурное общество. В открытом конкурсе 1-ю премию жюри присудило проекту «Танцующие фигуры в круге» молодого архитектора Н.А. Спирина.

28 сентября 1911 г. спектаклем «Хорев» по пьесе Сумарокова было открыто новое здание Волковского театра. Далее основные события приходятся на советский этап. В 1964–1967 гг. прошла капитальная реконструкция Волковского театра. Сценическая часть была коренным образом перестроена и переоборудована. В 1999 г. проводился капитальный ремонт, во время которого на фасаде была заменена копией скульптурная группа Аполлона, Мельпомены и Талии. Ремонт 2000-х годов, как отмечают реставраторы, существенным образом изменил восприятие интерьеров и театрального здания.

Копнули поглубже

Итак, мнение о том, что здание 1911 года построено «с нуля», а предыдущее, выстроенное в 1841 году и реконструированное в 1882 году, было целиком снесено – считалось, что называется, «общим местом». В пользу этой версии говорили акты Городской Ярославской думы 1907 года, в которых было заявлено решение по разборке здания старого театра, ввиду его исключительной аварийности, а также строительные сметы на проведение работ.

«В составе объемных ведомостей 1910 года, было найдено указание выемки грунта под устройство подвалов здания в количестве 540 кубических саженей (1150,2 м3). При том, что глубина подвала составляет около 4 метров, получается, что речь идет о площади строительства в 287,6 м2, в то время как площадь застройки, занимаемая зданием образца 1911 года, составляла 2400 м2. Данный факт позволил сделать предположение о том, что, скорее всего, были осуществлены работы по расширению площади застройки здания старого театра, и скорее всего за счет пристройки входной группы и расширения кулуарной части», - рассказал «Хранителям Наследия» главный архитектор проекта Алексей Куликов.

Реставраторы сравнили объемно-архитектурные показатели здания театра в редакции постройки 1840-го и 1882-го годов - с фотографиями и проектной документацией 1911 и 1965 годов. Стало понятно, что контур внутренних стен здания 1911 года повторяет контур фасадных стен здания в редакции 1882 года, из чего и предположили, что здание театра в процессе перестройки в начале XX века не разбиралось полностью, частично были сохранены центральные стены здания, а также его подвальная часть и фундаменты. Старое здание просто обстроили: сделали входную зрительскую часть, пристроили боковые фойе и административно-технические помещения.

Есть и предположение о возможном местонахождении остатков стен предыдущего здания. Кто был в театре, прекрасно помнит большой входной вестибюль и три арки с проходами. В центральной арке сейчас установлен бюст Ф.Г. Волкова. Реставраторы полагают, что эти арки и есть остатки фасадной стены театра 1840-1880 гг., которая после расширения театрального здания, была включена в его внутренний объем.

51f6a5ab8b24c966776a2638cc127a4f.jpg
Вестибюль Волковского театра

Схема подвального этажа

Второй этаж
третий этаж
Поэтажная схема периодизации строительства, где коричневым цветом указаны стены XIX века, возможно, сохранившиеся

Театр в театре

«Дополнительно в пользу нашей гипотезы говорят выявленные нами и ранее заложенные полностью и частично проемы во внутренних поперечных стенах, ограничивающих зал от главного вестибюля, - продолжает Алексей Куликов. – Предположительно, данные проемы изначально являлись дверными и оконными проемами главного фасада здания 1882 года. Также усилило позиции гипотезы и упоминание в протоколах строительной комиссии 1909 года о том, что «фасадная стена нового театра, выставляется вперед на 10 саженей, от фасада старого театра». При осуществлении промера, было определено, что существующая фасадная стенка отступает от внутренней стены, которая предположительно была фасадом театра в 1882 году, на 21 метр, что, без учета 33 сантиметров, опять-таки указывает на жизнеспособность выдвинутой в ходе исследований гипотезе».

Именно гипотеза о возможном «театре в театре» легла в основу концепции проекта реставрации - «Путешествие во времени», в которой само здание театра становится объектом показа: зритель сначала попадает в XXI век, потом переходит в часть здания XX века, затем через XIX век спускается – в подвал и выходит обратно в современность.

«В ходе проведения работ, мы обследуем упомянутую стену в вестибюле с целью уточнить, верна ли наша теория, - сказал Алексей Куликов. - В случае, если догадка подтвердится, нам надо будет понять, в каком состоянии находится фасадная стена и в зависимости от этого может быть два варианта ее показа. Если состояние стен хорошее, можно сделать вычинку и оставить фрагменты без штукатурки, представив их экспонируемого зондажа. Если же состояние плохое, имеет многочисленные перекладки и другие структурные нарушения – тогда нами планируется выполнить тщательное исследование остатков архитектурных форм, уточнив их характер. В этом случае фасад может предстать в качестве нанесенного при помощи печати по стеклу его образа, имеющего точные исторические контуры. Установку стекла, предполагается осуществить непосредственно на бывшую фасадную стену».

Подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что нынешнее здание содержит в себе остатки строительных объемов 1840-1880-х годов можно будет только в процессе реставрационных работ. Пока это – конец июня-июль 2022 года.

Фото: Материалы проекта реставрации, предоставлены ЦНРПМ


Есть и предположение о возможном местонахождении остатков стен предыдущего здания. Кто был в театре, прекрасно помнит большой входной вестибюль и три арки с проходами. В центральной арке сейчас установлен бюст Ф.Г. Волкова. Реставраторы полагают, что эти арки и есть остатки фасадной стены театра 1840-1880 гг., которая после расширения театрального здания, была включена в его внутренний объем.

Источник: "Хранители наследия"


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги