БТР-2019. День 4. Пощёчина
Cтуденты 4-го курса специализации “артист театра и кино” и студенты 3-го курса отделения эстрады Российской государственной специализированной Академии искусств представили инклюзивный спектакль “Пощёчина” на XI фестивале “Будущее театральной России” в Ярославле.
Режиссёры-педагоги Игорь Востров и Наталья Филатова для дипломного спектакля взяли одноактный водевиль Эжена Лабиша. Французский драматург XIX века, водевили которого с успехом шли на русской сцене, работал в основном с внешним комизмом положений, а не характеров, но в его неправдоподобных юмористических сюжетах вместе с тем есть большая живость действия и остроумие диалога.
Сюжет “Пощёчины” несложен. Жена парижского шляпника попала в щекотливую ситуацию в омнибусе. Несчастный шляпник пытается разобраться с конфузом: супруга дала художнику пощёчину – он оскорбился. Дальнейшие события разворачиваются вокруг этой ситуации. Как только всё стабилизируется, обязательно происходит что-то, вбрасывается новая переменная, усложняющая задачу. Но, согласно водевильному канону, - хэппи энд. Художник, один из главных героев, не только добился удовлетворения нанесённой ему обиды, но и женился на дочке шляпника.
Геометрия самого спектакля проста. На сцене две группы людей. Нарядные герои не слышат, они молчат, хотя это не мешает предельно откровенному существованию актёров. Их голоса — другие люди. Внимательные и отзывчивые, в других костюмах, они все время рядом, даже когда сидят на другом конце сцены. Во время музыки, танцев, куплетов актёры обоих курсов исполняют номера. Кульминация спектакля – забавная сценка с абсурдной дуэлью на чашках с молоком. Либо в жёлтой, либо в зелёной кружке молоко смешано с серой, собственноручно соскоблённой с нескольких десяток спичек одним из противников. Горящие глаза молодых артистов, удовольствие, которое они получают от пребывания на сцене, не оставляет зрителей равнодушными. Хочется надеется, что это не имеет отношения к возросшей моде на гуманность, а в своей основе содержит абсолютно искренний посыл. Следует помнить, что далеко не всегда сделать героем артиста означает оказать ему услугу.
Cтаромодные и незатейливые костюмы, зонтики, шляпки, коробки сразу обозначают, что спектакль непретенциозен и мил. Это водевиль, как и заявлено. Энергия, рождающаяся от актёров может быть направлена в любое русло, проявлена в разных жанрах. Ведь инклюзивные спектакли – относительно новый общекультурный ресурс. Совсем не обязательно делать эстетическую провокацию, но верить в свой талант, пробовать себя в новых формах и разных жанрах – это важно. Ребятам – удачи!