Ознакомьтесь с правилами перед походом в театр!

БТР-2021. 1 день. Евгений Князев - Александр Кузин: диалог о театральной школе

2021-05-10 15-10-59_1.jpg

Юлия ЛЕГОТИНА (ЯГТИ)

Театральную школу надо пройти от первой буквы до последней

 

Своеобразной прелюдией XII Всероссийского молодежного фестиваля «Будущее театральной России» стал диалог о театральной школе ректора Театрального института имени Б. Щукина, актера театра и кино Евгения Князева и профессора Ярославского театрального института, режиссера Александра Кузина. Дискуссия состоялась накануне открытия фестиваля в концертно-зрелищном центре «Миллениум». Слушателями и участниками разговора стали студенты театральных вузов, приехавшие на фестиваль. Модерировала дискуссию театровед, проректор ЯГТИ Ирина Азеева.

 

Ирина Викторовна сразу предупредила, что будет задавать вопросы, к которым участники дискуссии «почти не готовы».

Термин «театральная школа», несмотря на довольно простое определение – система методов обучения актера, имеет множество толкований. Содержание самой театральной школы как системы координат, в которой оказываются будущие актеры, режиссеры и представители других театральных профессий, требует обновления и актуализации.

– Школа – это продолжение или начало? Возобновление или отрицание? И если достраивать эту систему методов обучения, то что и как нужно делать? – обратилась с первым вопросом к гостям Ирина Азеева.

2021-05-10 15-09-24.jpg

– Я не могу однозначно сказать, что нужно делать, чтобы гарантированно получился отличный артист. Если найдется такой человек, то он, наверное, будет иметь фамилию Станиславский, – так начал диалог Евгений Князев. – Хотя и у Станиславского тоже было много вопросов. Он искал продолжателей своей системы и нашел одного в лице Вахтангова – Евгений Багратионович очень увлекался системой Станиславского и привносил её в жизнь.

Евгений Владимирович привел пример американской актрисы Мерил Стрип:

– Однажды ей задали вопрос: «Вы так хорошо играете. Наверное, вы учились актёрской профессии по системе Станиславского?». Она ответила: «Нет, я училась у тех, кто хорошо играет».

По мнению Князева, для того, чтобы заниматься театром, мало его любить.

– Никакой талант, никакие новаторства и ухищрения не помогут вам, если вы не знаете элементарных для профессии вещей, которым нужно обучиться: внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия и к предмету, оценка факта. Если вы этому научитесь в институте, будете потом пользоваться в течение всей своей жизни. Хотя, конечно, без способностей можно долго про это слушать, соединять все эти элементы системы, но всё равно ничего не получится...

Ирина Азеева отметила, что на территории вахтанговской школы довольно легко говорить о традиции, потому что она сохранилась, не трансформируясь во что-то, в чем уже невозможно узнать истоков. В связи с этим возник вопрос, нужно ли актуализировать, обновлять то, что и в своем традиционном состоянии довольно неплохо функционирует десятки лет.

– Я считаю, что школа, как говорил Мейерхольд, должна быть консервативной. А в ХХ веке большего новатора, чем Мейерхольд, может быть, и не было, – ответил ректор.

2021-05-10 15-25-17_1а.jpg

– Совершенно согласен: школа должна быть консервативной, – присоединился к дискуссии Александр Кузин. – В ней надо пройти от первой буквы до последней, надо научиться учиться — это, пожалуй, самое сложное. Надо научиться получать от этой учёбы удовольствие. Поначалу кажется, что мы какими-то глупостями занимаемся: всё время у нас какие-то упражнения, бегаем друг за другом, мячики бросаем. На самом деле, всё сложнее. Время не стоит на месте, и наша школа развивается вместе с нами. Каждый новый курс – это новый мир. И я каждый раз сомневаюсь, когда впервые прихожу в аудиторию, думаю – что с ними делать, что говорить? Казалось бы – все книжки уже написаны, всё уже ясно, и одновременно не ясно ничего. И каждый раз начало – самое трудное.

Александр Сергеевич считает, что умение учиться – это то, что остаётся с человеком на всю жизнь.

-        Кто такой педагог? Педагог – это постаревший ученик. Мы продолжаем учиться сами, – говорит Александр Кузин. – Нужно понимать, что всего в книгах не напишут: есть педагогическая интуиция, этому не научишь, она либо есть, либо нет.

Студенты Александра Кузина начинают играть в дипломных спектаклях уже на третьем курсе. Сам педагог объясняет это просто:

– Они поступают в театральный институт, чтобы выходить на сцену и играть. Чем быстрее они начнут это делать, тем лучше. Но если спектакль не случится или случится плохой спектакль – это вред. Учить надо на успехе, – уверен режиссер.

2021-05-10 15-19-54.jpg

Ирина Азеева обозначила еще одну актуальную проблему современной театральной школы – дефицит кадров.

– Российская театральная школа всегда гордилась фигурами педагогов. Но, начиная с 90-х годов, ситуация меняется в худшую сторону. Уходят сильные, талантливые, мощные мастера. У нас в институте происходит не просто смена поколений, а катастрофическая смена поколений. Что делать?

2021-05-10 15-17-15_2.jpg

Риторический, казалось бы, вопрос, не застал врасплох Евгения Князева.

-        Я вам скажу, что. Как там у Лермонтова: «Не правда ли, что древле, всё было лучше и дешевле?». В конце 1970-х, когда я поступил в театральный институт, нашими педагогами были высочайшего класса мастера, те, кто учились у самого Вахтангова. А в 2003-м, когда я стал ректором, вдруг старые педагоги «посыпались». Я даже называл себя похоронным генералом, стоял у гроба и думал: «Боже мой, с кем же я буду работать?». Пришлось рисковать, брать молодых преподавателей почти без опыта, а сегодня наши студенты гордятся тем, что учатся у Овчинникова, Любимцева, Николаенко, Иванова... Мир бы остановился, если бы среди тех, кто сидит сейчас в этом зале, не оказалось тех, кто продолжит школу, будет заниматься серьёзным театром, я абсолютно в этом уверен. В вас будущее, будущее – это вы! – обратился к аудитории Евгений Князев.

В не столичных вузах кадровая проблема отчасти обусловлена финансовым положением. Преподаватели вынуждены искать подработку, совмещать несколько профессий – актёрскую и педагогическую. И если актёр востребован на сцене, в конечно итоге приходится оставлять преподавательскую деятельность – ему просто некогда.

– Надеемся, что эта проблема будет как-то решаться. Что-то делаем и мы. Мне кажется, многое будет зависеть от мастера, который рядом с собой выращивает не только замечательного актера, но и педагога, – таким видит возможный выход из ситуации проректор ЯГТИ.

По мнению Евгения Князева, хороший актер не всегда может стать хорошим педагогом. Сам он в разные годы обращался с просьбой о преподавании к Михаилу Ульянову, Юлии Борисовой, Василию Лановому – корифеям Вахтанговского театра. Откликнулся только Лановой.

– Они говорили, что даже не знают, как преподавать. В то же время Владимир Георгиевич Шлезингер, блистательный заведующий кафедрой, в Вахтанговском театре играл малюсенькие роли. Но он был педагог по природе своей.

Что касается проблем финансового характера, то решать их приходится и щукинскому институту.

– Например, мы разработали специальную программу для повышения квалификации московских учителей. Ведь учитель должен уметь красиво говорить, держать себя так, чтобы ему внимали. В департаменте образования с нами согласились. Курсы проходят у нас в институте, учителя очень довольны. А потом ещё приводят к нам на спектакли в учебный театр своих учеников, – поделился идеей Евгений Князев.

2021-05-10 16-23-32_2.jpg

– Александр Сергеевич, вы много времени уделяете своим студентам, общаетесь с ними и после того, как они окончат институт. Вы им нужны. А что вам даёт это общение? – в финале встречи спросила Ирина Азеева у Александра Кузина.

– Я полагаю, что я им нужен, и я это чувствую. Когда мы встречаемся с моими выпускниками, мы продолжаем разговор, начатый в институте. Но на новом витке возникают другие вопросы, они уже связаны с жизнью внутри профессии. А с молодыми мне занятно...

2021-05-10 15-12-27.jpg


X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги