Ознакомьтесь с правилами перед походом в театр!

БТР-2021. День 2. Свои люди – сочтёмся

Наталия СИЛИНА (ГИТИС)

 

Играем Островского

 

Высшая школа сценических искусств
Театральная школа Константина Райкина
Александр Островский
Свои люди – сочтёмся
Комедия
Художественный руководительс курса – Константин Райкин
Режиссёр-педагог – Полина Райкина

 

Что будет, если поместить героев пьесы Островского в современное пространство? Изменится ли что-то в понимании самой пьесы или же это только помешает восприятию спектакля?

Выпускники Театральной школы Константина Райкина показали спектакль “Свои люди – сочтёмся” в постановке Полины Райкиной, в котором ищут ответ на этот вопрос…

 

Один белый стул, один белый стол, одна белая скамейка, небольшая гора белых подушек и один большой подиум с красной дорожкой. Сцена практически открыта; всё, что на ней – условно. И очень точно передаёт состояние этих героев белый краска на предметах мебели. Потом, в финале, появится белый грим на лицах персонажей. Белый цвет как символ холодности и отстранённости. В этом мире нет живых эмоций, всё просчитывается заранее.

Липочка в исполнении Милы Ершовой в первом акте спектакля – маленькая девочка, которой хочется выйти замуж за приличного, богатого и желательно – офицера. Надевая платье, а при этом находясь в мыслях о военном, она запутывается в нём. Однако сначала этого не замечает, потому что она так возбуждена, что ничего вокруг героине уже не нужно.

Липочка здесь несколько двойственная: то страстно и нежно общается с Подхалюзиным, то принимает позу мужчины (когда лежит на скамейке). Если в первом акте она девочка с розовой юбочкой, косичками и с подушкой под мышкой, то во втором перед зрителем предстаёт уже взрослая девушка, не ребёнок. Но перелом между её взрослением очень резкий. И причина такого быстрого взросления все же остаётся не ясной...

И непонятна причина нелюбви к своей матери. Та качает девочку, целует, отдаёт свои “бриллианты”, готова на всё для её благополучия. А героиня всё равно кричит (и даже орёт) на неё в финале. Зато отношения с отцом в этом спектакле у Липочки совершенно другие, нежели чем с матерью. Их игра “в стрелялки” тому пример. Может быть, просто дочь пошла характером в отца? Они заигрались. И полностью игнорировали слова матери (для Липочки) и жены (для Большова), словно издеваясь над ней. Им вдвоём хорошо, а Аграфена Кондратьевна здесь лишняя. И жест Липочки в финале, когда она, пытаясь скрыть своё страдание и переступая через себя, сообщает отцу, что ничего тот не получит. Но наклон головы, чтобы не смотреть в глаза, сдавленный голос говорят о том, что отца она всё-таки любит. Просто “домашний террор” со стороны мужа столь велик, что сопротивляться крайне сложно и... страшно.

Интересны взаимоотношения Липочки и Лазаря Подхалюзина, которого играет Святослав Рогожан. В сцене поцелуя на скамейке эти герои сливаются в единый образ: голова Подхалюзина прикрывает голову Липочки, а видным зрителю остаётся только тело Милы Ершовой, играющей эту героиню. В тот момент герои действительно были одним целым. Но постоянные ухаживания Лазаря за женщинами (или не только ухаживания?) сделали своё дело. Липа и злится, и ревнует, но хоть порой она ведёт себя грубо, победить мужа она не в силах. Об этом говорит её крик в финале.

Кроме условного пространства и белого грима, которые так идут эпическому театру Бертольта Брехта, в спектакле есть и намёки на “остранение”. Выход Самсона Большова, в исполнении Дениса Назарова, его разговор от себя, словно брехтовский зонг, но без музыки. И если предположить, что режиссёр хотела использовать в спектакле брехтовские приёмы, тогда остранение героя не кажется чем-то ненужным и чужим. Но в таком случае остаётся вопрос, почему именно у Самсона должны быть и актёрские монологи от себя. Ведь ни у кого больше в спектакле таких явных приёмов нет.

Но вот финал. Олимпиада Самсоновна остаётся одна. Кричит, плачет и лежит, не в силах пошевелиться. Это настоящий крик о помощи. Как в “Добром человеке из Сезуана” Брехта Шен Де умоляет богов не оставлять её одну и затем остаётся в кромешной тьме, так и в этом спектакле главная героиня остаётся одна. У неё фактически больше никого не осталось: отец в тюрьме, мать прокляла. И дать отпор мужу она не в силах. Может только обратиться к публике, но это смотрится довольно комично. В итоге тьма сгущается, и Липочка её принимает...

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги