БТР-2021. День 2. В добрый час!

Лейла Салимова (ЯГТИ-РГГУ)

У каждой эпохи свои подрастают леса…


Екатеринбургский государственный театральный институт
«В добрый час!»
Мастер курса – Андрей Русинов

 

Посвящается
Романтикам и мечтателям, жившим совсем в
ДРУГОЙ
СТРАНЕ


Казалось бы, «розовский мальчик» давно покинул не только театральные подмостки, но и растворился в потребительской реальности вместе с возвышенными моральными идеалами и духовными ценностями, родившимися в тесной компиляции новой советской этики и чёткой идеологической позиции (Левой! Левой!). Спектакль «В добрый час!» Екатеринбургского театрального института проникает в сознание зрителя словно сон сквозь дымку современных искажённых представлений о том противоречивом мире, о том инобытие, с которым нас разделяет всего лишь тридцать-сорок лет.

Режиссёр помещает эту ретро-историю в своеобразную театральную рамку, предлагая взглянуть на неё как на картину из недалекого, но все-таки прошлого. Взгляд современного молодого человека, вдохновенно исполняющего под гитару стихи Булата Окуджавы, глубоко ностальгичный. Ностальгия проживается артистами через воспоминания и чувства бабушек и дедушек, которые родом «из Советов». Поколение «зеро, не укоренённое в культуре и эстетике прошлой эпохи, ощупью, по наитию находит нужные интонации для трансляции искренности и человечности прошлого. Спектакль полностью выстраивается на актёрских работах, о которых и пойдёт речь дальше.

Об идеализации и романтизации замолвим слово

Розов – это о правде и лжи, об искренности и фальши, о добре и зле, трансформировавшихся в художественной реальности из сугубо нравственных оппозиций в подлинные остроконфликтные гуманистические столкновения, природа которых восходит к творчеству и Достоевского, и Чехова. Он предлагает свою интерпретацию благородного героя, одухотворённого высокими нравственными идеалами, требованиями, которые он предъявляет не только к окружающим, но, в первую очередь, к самому себе.

Розовский квази-филистер при всей своей конкретике и прямоте находится в романтическом ореоле непонимания, несогласия с действительностью, пронизанной мещанством, духовной нищетой и жаждой лёгкой и быстрой наживы. Идеализированный моральный облик советского общества размыкается автором через образ инфантильного молодого человека, избирающего путь правды.

Об инфантильном молодом человеке замолвим слово

Главный вопрос, возникающий при соприкосновении с творчеством Виктора Розова, – какой путь избрать при интерпретации подобной драматургии, укоренённой своей нравственностью в прошлом веке, по стилистике и уровню художественного слова восходящей к Чехову, а по темам затрагивающей, в том числе, вопросы вечные и универсальные.

Непросто приходится и главным героям, проходящим сложный путь внутреннего преображения и нравственной трансформации на чуждом современности драматургическом материале. Андрей по пьесе – избалованный столичный юнец, который держит экзамены для поступления в высшее учебное заведение не только для того, чтобы избрать свой путь на всю жизнь, но и чтобы подчеркнуть высокий, в интеллектуальных кругах, статус своей семьи. Александр Борисов находит для своего Андрея особую черту, которая выделяет его из всех обитателей и гостей этой московской квартиры – жажда играть и разоблачать через игру пороки всех, кто не проходит проверку игрой.

Игра и игривость захватывают Андрея, в словесных поединках с одноклассником Вадей (Никита Рыбкин) побеждающего словом истины. Легкость и непринуждённость, с которыми Андрей врывается в действие в первом акте, сменяются светлым открытием, переломным для его сознания – возможностью самостоятельно сделать выбор в пользу лучшего: «Тоска меня взяла. Ну чего, думаю, лезу? Может, ей поперек дороги становлюсь. Мне-то всё равно, а ей охота… и другим тоже… призвание, наверно; взял, повернулся и ушел. Глупо? Да?». Актёр проходит со своим героем весь путь от неприятия этого лживого мира до возможности личного выбора, сбрасывая распашную рубашку – признака детскости и наивности. В финале он появляется в черной водолазке и плаще, обличье взрослого человека, наглухо закрытого от посторонних влияний. Он выбрал свой путь и на сердце его почти легко.

Свой выбор делает и сверстник Андрея – Алексей, двоюродный брат, приехавший из Сибири поступать в сельхозакадемию. Современный житель провинции разительно отличается от того аборигена, выросшего «на земле», в деревне, а именно оттуда приехал Алексей и его друзья Катя (Кристина Горбунова) и Афоня (Даниил Шулепин). Актеры создали в дискурсе городского и деревенского начала законченные образы неотесанных, но добрых и благородных в своих порывах к знанию молодых людей.

Алексей Фицнер справляется с нелегкой задачей создания правдоподобной картинки деревенского неразговорчивого, стеснительного паренька, приехавшего покорять столичные интеллектуальные высоты, больно разбивающего лоб о нереализованные мечты и первую и такую неожиданную любовь. Появившись на пороге московской квартиры с чемоданами и в нелепой рубашке в клеточку, затем он переоблачается в полосатую модную рубашку, что говорит о постепенной и уверенной ассимиляции в чуждом ему обществе. Хоть внешне Алексей и освоился, но внутренний бунт полыхает столь же явно, как и у Андрея. Именно поэтому два друга покидают московские чертоги в полном согласии, несмотря на не поделённую любовь.

О старшем поколении замолвим слово

Удивительное дело – условность, когда юным артистам доводится играть возрастных героев и наоборот. Граница правдоподобности и карикатурности очень близка.

Актёрам Максиму Ушмаеву и Кристине Овчинниковой удалось репрезентовать отнюдь не типичную, но принадлежащую к интеллигентскому крылу интеллектуалов советскую семью, главными столпами которой являются отец и мать, последняя чаще всего – домохозяйка. Анастасия Ефремовна одновременно воплощает и развоплощает оплот семейного счастья. Одной рукой она услужливо и ловко накрывает на стол, а другой, взамен за гостеприимство, забирает право на личное мнение и выбор. Кристина Овчинникова с легкостью создаёт образ взрослой женщины, живущей исключительно жизнью детей и не имеющей своей собственной. Великолепная домохозяйка, не лишённая природного обаяния и житейской хитрости, к которой она прибегает, пытаясь добыть блат для сына Андрея. К финалу спектакля Анастасия Ефремовна словно оттаивает и становится более мягкой, искренней и понимающей. Искренность эта иной природы – гуманистической, с ориентацией на человека, с принятием его выбора.

Глава семейства Пётр Иванович Аверин, доктор биологических наук, погружённый в свои научные труды, обладает особой наивностью и детскостью учёного мужа, далёкого от бытовых забот. Его сфера – наука, поэтому все свои редкие реплики и замечания он отпускает словно через пелену биологических наук, которые занимают его более, чем всё остальное. Отягощённый знанием научным, он упустил знание житейское.

О любви замолвим слово

На территории одной квартиры расцветает буйным цветом любовь. Вспыхивает ранее потухший роман Аркадия (Сергей Эргардт) и Маши Поляковой (Мария Макарова), зарождается юное первое чувство у Алексея и Галки, Галочки, Галины (Екатерина Леонова), разрушаются надежды на взаимность у Кати Сорокиной, влюбленной с пяти лет в Алексея. Страдает и Андрей, у которого Алексей отбил Галку.

Аркадий и Маша проходят путь не только отречения от призвания и профессии, но и путь отречения от чувств к его обретению. Закрытые, беспокойные от неудовлетворённости своим положением и своим самоощущением реальности, сначала они ругаются, бросаются колкими фразами. Маша – резкая и стремительная. Аркадий – бесформенный и отрешённый. А во втором акте все герои проходят символический путь очищения через дождь и влетают с улицы вымокшие до нитки, но счастливые. Так Аркадий меняет свой никчемный пиджак и галстук на босоногое, но счастливое и беззаботное чувство любви и свободы.

По итогам пара слов

Не растеряйте этого изумления, удивления перед жизнью, с которым живут герои Виктора Розова.

В Добрый час!

И – на поиски радости!


X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги