БТР-2021. День 4. Дураки на периферии
Евгения КУЗЬМИНА (ЯГТИ)
Дети чистого воздуха
Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова
А. Платонов «Дураки на периферии»
Художественный руководитель курса – Артём Кузин
Имя Андрея Платонова не часто встречается на театральных афишах. Автора великих романов «Чевенгур» и «Котлован» драматургия не очень увлекала, скорее это было своеобразное испытание себя в жанре, эксперимент. Пьеса «Дураки на периферии» была написана советским писателем-философом в 1928 году, но свет увидела много десятилетий спустя, в начале века двадцать первого.
Брать для постановки драматургию Платонова, с оригинальным, не имеющим аналогов в мировой литературе языком — нескладным, синтаксически неправильным, насыщенным советскими бюрократизмами — невероятно рискованно. Студенты Театрального института Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова под руководством своего художественного руководителя и режиссера Артема Кузина, режиссера-педагога Анастасии Бескровной, художника-постановщика Софьи Злобиной и музыкального руководителя Евгения Мякотина отважились на такой смелый поступок и в конце января 2020 года дипломный спектакль саратовских «кузинцев» вышел на малой сцене ТЮЗа имени Ю.П. Киселева, а теперь попал в афишу XII Молодежного фестиваля «Будущее театральной России».
События разворачиваются в уездном городе Переучетске в 20-е годы ХХ века, во времена становления новой Советской страны. Счетовод Иван Павлович Башмаков (Степан Лябипов) не находит себе места от новости о беременности своей «вторичной жены» Марьи Ивановны (Анастасия Запорожец). В первом браке он уже давно «послужил для общества тремя детьми» и не намерен «увеличивать основные кадры беспризорных».
Нужно во что бы то ни стало получить разрешение на аборт от специальной комиссии ОХМАТМЛАД — «охрана матерей и ихних младенцев». Бегая по квартире, Башмаков судорожно снимает картины со стен и сворачивает ковры, прячет добротные стулья, ставя на их место деревянные ящики. Необходимо создать иллюзию бедности, тогда суровые работники обязательно напишут долгожданную бумагу и разрешат избавиться от ребенка.
Только нужно ли это самой Марье Ивановне? Томная, в вызывающе открытой сорочке и красной юбке, она неспешно разговаривает с Глебом Ивановичем Рудиным (Никита Прилепский), мечтая податься то в милиционерши, то в разбойники, то сбежать в лес — к вольной жизни. Выясняется, что этот письмоводитель милиции имеет непосредственное отношение к будущему ребенку и готов «никогда не отлипнуть» от неё и своего (как он думает) отпрыска.
Узкий состав комиссии под председательством Евтюшкина Карпа Ивановича (Виталий Гаврилов), секретаря Ащеулова Василия Степановича (Павел Свистунов), члена комиссии Лутьина Данилы Дмитриевича (Алексей Дьяконов) и под охраной милиционерши (Наталья Янкевич), «ознакомившись на месте посредством внезапного и фактического обследования», постановляет – рожать.
Прогневанный муж подаёт в суд (заметная работа Тамары Грязновой в роли судьи), который и признаёт отцом… комиссию в полном составе и даже назначает алименты, а неразлучные жены членов комиссии (Ирина Петрова, Екатерина Кишева), узнав, что их мужья тоже возможные претенденты на отцовство, подают на развод. Незадачливые ухажёры скрываются от неминуемого возмездия, и это невольное уединение заставляет их по-новому осмыслить своё возможное будущее. Суровые мужчины тщательно готовят дом к приезду новорожденного с мамой — моют полы, организуют люльку, но в финале их усилия оказываются напрасными — среди хаоса и суматохи выясняется, что младенец мёртв.
«Дураки на периферии» — это горькая сатира на быт и нравы незрелых и не готовых нести ответственность за свои поступки новых людей молодой страны. Уездный городишко Переучётск здесь – как концентрация бюрократических глупостей столицы и несуразного существования окраины. Стремясь попасть в бешеный ритм надвигающейся новой эры, осваивая непонятный новояз, сбривая бороды на современный манер и почитывая прогрессивные статьи ярых революционерок о «новых женщинах» и передовом обществе, они забывают о главном, — о цельности личности и окружающей реальности.