Ознакомьтесь с правилами перед походом в театр!

БТР-2021. День 4. Город К

От Островского до Стейнбека

 

Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Москва
«Город К». По мотивам пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Пластический спектакль
Хореография и постановка — Екатерина Мочалкина, Егор Кенжаметов

 

Каждый вечер на фестивале «Будущее театральной России» проходит обсуждение спектаклей. Зрители и участники фестиваля собираются в фойе Волковского театра, чтобы послушать мнение опытных критиков и театральных педагогов Елены Александровны Дунаевой (Театральный институт Бориса Щукина) и Анастасии Павловны Ивановой (ГИТИС, Высшая школа сценических искусств).

Четвёртый фестивальный день завершился пластическим спектаклем «Город К» — хореографической фантазией по мотивам пьесы Александра Островского «Гроза» в исполнении студентов ГИТИСа.

Сам по себе факт показа пластических музыкальных спектаклей на театральных фестивалях Елена Дунаева обозначила как проблему: участники оказываются в неравных, не выгодных для себя условиях. Драматический спектакль строится на актёрском существовании, на драматургии, а пластические спектакли живут совершенно по другим законам. Конечно, в таком контексте можно оценить пластические возможности актеров, их темперамент и телосложение. Но директорам и режиссерам драматических театров, приехавшим на актерскую биржу, очень сложно понять, кого они могут пригласить на работу.

В то же время, невозможно игнорировать современные тенденции сценического искусства, синтез драматического спектакля, пластики и музыки. Это учитывается и в работе со студентами. Но, взяв в работу драматический материал, обязательно нужно показать характеры образов. И здесь одного упорства и труда студентов недостаточно.Тут необходим грамотный подход со стороны педагогов.

Елена Дунаева обратила особое внимание на то, что «Город К» — самостоятельная работа студентов, а это говорит о том, что на их курсе царит творческая атмосфера. Однако либретто спектакля вызывает вопросы. По мнению критика, подбор эпизодов для постановки сильно упрощает сюжет пьесы Островского. А ведь «Гроза» в жанровом отношении едва ли не единственная трагедия в русской драматургии.

Но «Город К» похож, скорее, на альковную драма, потому что студентам не удаётся пластически передать исключительность Катерины, её принципиальную непохожесть на остальных жителей города, выйти на её внутреннюю драму. Чтобы показать отличие Катерины от окружающих, недостаточно просто надеть на девушку белый платочек. Совет критика —раскрыть образ главной героини через развернутые пластические номера. За помощью стоит обратиться и к тексту пьесы. Например, вспомнить, что единственным местом, где Катерина чувствует себя по-настоящему хорошо — церковь. Для Катерины страшна её душевная драма, а это нужно показать.

Самой удачной сценой Елена Александровна считает свидание Кудряша и Варвары. Она отметила реакцию зала на эту сцену. Зрители сразу зааплодировали, потому что внятное решение этого номера сделало его понятным.

В завершении Елена Дунаева поблагодарила студентов ГИТИСа за то, что они обратились к произведению Островского, но предостерегла от вольного обращения с классическими текстами в дальнейшем. Русских авторов нужно беречь и любить.

Анастасия Павловна Иванова отдельно коснулась композиции номеров, из которых состоит спектакль. Она отметила, что из подбора номеров даже та «альковная история», о которой говорила Елена Дунаева, не считывается до конца и не всё остаётся понятным. С одной стороны, этот спектакль приглашает зрителя другими глазами взглянуть на известную историю. С другой, необходимо досконально знать текст, иначе зритель рискует неверно трактовать фабулу постановки. Например, сцена свидания Катерины и Бориса начинается с того, что Катерину окружают девушки. В результате в эпизоде с говорящим названием «Ночь — пора свиданий» зритель не видит эти тайные свидания около двух минут.

Вопросы у Анастасии Ивановой возникли и к финалу спектакля, когда Катерина прощается с Борисом. Сам по себе номер Анастасия Павловна считает красивым и хорошо поставленным. Однако этот эпизод производит впечатление любовной сцены, а ведь в нём Борис жестоко отвергает Катерину. И пьеса Островского снова звучит, как легкомысленный французский сюжет. Критик отдельно подчеркнула, что все замечания студентам относились к их работе с текстом и подбору эпизодов.

Свои размышления по поводу «Города К» Анастасия Иванова завершила цитатой из дневника лауреата Нобелевской премии по литературе Стейнбека о спектакле «Гроза», увиденном им в России: «Речь шла о молодой женщине, которая была под каблуком у властной свекрови. Эта молодая женщина влюбилась в поэта. Хоть она и была замужем, она всё же пошла в сад на свидание. А в саду она только и делала, что очень много говорила и один раз разрешила поэту поцеловать кончики её пальцев, что всё-таки явилось достаточным преступлением, и в итоге она признаётся в церкви в своем грехе, бросается в реку и гибнет. Нам показалось, что это слишком большое наказание за то, что ей поцеловали кончики пальцев…».

— Думаю, что спектакль надо всё-таки ставить так, чтобы Стейнбек написал другой отзыв, — финальная реплика Анастасии Ивановой звучала под смех аудитории…

Записала Татьяна БЕЛОВА

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги