БТР-2021. День 4. Город К.
Александра ХУДЯКОВА (ЯГТИ)
И взлетела, как птица…
Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Москва
«Город К». Пластический спектакль по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Художественный руководитель курса – Борис Плотников
Хореография и постановка – Екатерина Мочалкина, Егор Кенжаметов
Педагог по танцу – Антон Патрушев
Студенты ГИТИСа – завсегдатаи фестиваля «Будущее театральной России». Ежегодно списки театральных школ видоизменяются, пополняются новичками, ГИТИС же не перестаёт баловать ярославского зрителя своим присутствием, привозит лучшие дипломные спектакли и знакомит с новыми и новыми будущими артистами.
На этот раз выпускники актёрского факультета (Мастерская народного артиста России, профессора Б.Г. Плотникова) показали на сцене Первого русского пластический спектакль по мотивам бессмертной пьесы А.Н. Островского «Гроза» – «Город К».
Зритель в предвкушении наверняка задавался вопросом: «Как же всё будет происходить? Ведь классика же, такой серьёзный и богатый текст, а они – пластический спектакль»!
Сцена окутана чёрным, будто нескончаемым полотном, пусто. Третий звонок, гаснет свет, начинается.
С первых секунд на сцене начинает кипеть жизнь. Жизнь того самого города «К», который ставит своих жителей в ряд, как роту солдат, и беспощадно карает любого, кто попытается освободиться от его оков и взлететь, как птица.
Хорошо сделанный пластический спектакль прекрасен тем, что через призму происходящего на сцене зритель может почувствовать то, что не смог бы понять, читая текст пьесы. Ведь жест, мимика, танец и даже гробовая тишина – они всегда интимнее слов, они дают ответы на самые сложные и сокровенные вопросы. Этот спектакль рождает именно такой результат, многие ответы на мучающие сознание вопросы получены.
Зал буквально замирает, ни на минуту не отводя глаз от происходящего на сцене, сливается в единое дыхание, открывшись героям, не оставляя и следа от былого поспешного недоверия.
От сюжета к сюжету, не проронив ни единого слова, артисты свободой жестов очень точно перекладывают текст Островского с листа бумаги в душу зрителя, пребывая то в полной тишине, то соединяясь в страстном танце, будто купаясь в этой звенящей музыке, растворяясь то в мерцании ярких огней, сменяющихся оглушительной темнотой, то в кровавом свете, точно указывающем на страсть и любовь героев.
Перед артистами поставлена довольно сложная задача: передать характер, настроение и предназначение своего героя, сделать его узнаваемым исключительно с помощью тела.
Проделана серьезная работа. Герои узнаны зрителем. Первое появление Кабанихи (артистка Светлана Гребенникова) на сцене производит неизгладимый эффект! Красива, статна, стройна, властна! Женщина, держащая в стальном кулаке весь город, а особенно, своё семейство: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Тихон, ведомый сын, не имеющий мнения и свободы слова, абсолютно не окрепший. Артист Борис Охотниченко своим пластическим танцем, мимическими способностями, всем существованием на сцене подчеркнул все недостатки своего персонажа.
Так можно сказать о каждом. В едином порыве коллектив рассказал всем известную историю, не употребляя самого простого инструмента передачи информации – слова.
Главная героиня – Катерина (артистка Екатерина Мочалкина) здесь показана многогранной, с достаточно широкой амплитудой, внешне она легка в своей полупрозрачной сорочке, но внутри горит, как спичка, брошенная кем-то на ветру. В финале она будто перевоплощается в птицу и улетает, покидая тот страшный и жестокий город «К», и отвечая на свой же вопрос, не дающий покоя: «Отчего люди не летают, как птицы»?