БТР-2021. День 7. Жестокие игры (РГСАИ)
Анастасия ШИРОКОВА (ЯГТИ)
Жестокая тишина
Российская государственная специализированная академия искусств
А. Арбузов. «Жестокие игры»
Драматические сцены в двух частях
Режиссер – Анна Башенкова
Российская государственная специализированная академия искусств —
единственное в России профессиональное учебное заведение,
позволяющее людям с ограниченными возможностями здоровья
получить полноценное высшее образование в таких сферах искусства,
как музыка, театр, живопись.
В 2003году в академии состоялся первый выпуск
актерского курса для людей с нарушением слуха.
«Когда я писал «Жестокие игры», — вспоминал Арбузов, — я думал вот о чём: все мы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадочка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни. Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку». Боль от неосторожного движения. А иногда даже просто от неосторожного слова.
Слово. Ежедневно мы общаемся с людьми, произносим сотни слов. Слово может как вылечить, так и смертельно ранить человека. Слово заставляет человека чувствовать. А что делать, если ты не слышишь слова́ людей вокруг? Как чувствовать, если вокруг тебя тишина?
Пьеса Арбузова «Жестокие игры» – это пьеса о тишине, о пустоте, о холоде. Пьеса о людях, которые не слышат. Пьеса о людях, которые не слышат в первую очередь себя. Вот и на сцене ЯГТИ сегодня нет слов. Есть только взмахи рук. Есть только попытки зацепится за других и вместе «всплыть на поверхность». Есть только попытки перестать тонуть.
Две квартиры: в одной четыре стула и мягкая кушетка, в другой – табуретки, ковёр на стене и детская кроватка. Два города: один в самом сердце страны, другой на отшибе, в Сибири. Два мира. А между ними вся Россия, погруженная в тишину. Из-за родительских наставлений «быть тише» Неля сбегает в Москву. В «тишине» оказывается Кай, получая от близких вместо любви и тепла лишь письма, напечатанные на машинке. Из «тишины», нарушаемой лишь праздничными застольями, сбегает Никита. Хранит в «тишине» тайну об отце-алкоголике Терентий. Даже любовь Миши и Маши «затихает».
И вдруг из этой тишины рождается музыка. Практически каждая сцена спектакля заканчивается музыкально-пластическим номером – танцем душ. И всё, что остаётся невысказанным, всё, что погибало в тишине – выплёскивается на свободу. Во внутренней музыке персонажи находят себя. Благодаря ей начинают «слышать» свои чувства. Неля, которая несколько минут назад отталкивала Никиту, вдруг сливается с ним в любовном танце. Кай исполняет хореографическую композицию, пронизанную одиночеством и пустотой. Терентий, танцуя, выплескивает всю боль семейных проблем, которую так и не смог высказать вслух.
А значит, следующий шаг – дать услышать свою музыку другим. Играть на струнах души не только для себя, но для людей вокруг. Но этот шаг никто так и не решается сделать. Каждый из героев, укрывая свою музыку от всех, решает уйти из дома. А Кай остаётся. И с ним остаётся его одинокая песня.