БТР-2022. День 1. Самое главное

Игра > жизни

 

Школа-студия МХАТ

Николай Евреинов. «Самое главное». Режиссер – Вера Харыбина

Художественные руководители курса – ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Игорь Золотовицкий, профессор Сергей Земцов

 

Жизнь утомила сильно. Мир сам по себе зашел куда-то не туда, и спасти человека и преобразовать реальность может только игра. Н. Н. Евреинов на рубеже XIX – XX веков предлагал не столько театральную, сколько мировоззренческую концепцию, наделяя человека новым инстинктом – театральности.

Воля к преображению, к игре, иллюзия, яркая экспрессия, открытое ролевое существование, презрение к жизнеподобию – всё это для теории Евреинова важно. В его пьесе «Самое главное» отражаются эти законы, попытка вскрыть театральность самой жизни, раскрыть ее игровую природу. «Самое главное» состоит из множества слоев, строится на приеме театра в театре и театра в жизни.

Студенты Школы-студии МХАТ добавляют еще один пласт к евреиновской пьесе: спектакль начинается «интермедией» – милым стендапом о житейском и мистическом. Прямое взаимодействие с залом, активная включенность зрителя, опять же – созвучно Евреинову, атмосфера совместного – крайне важна, возникает она в начале и позже слегка рассеивается.

Актеры-мхатовцы увлечены внутренней (своей) жизнью на сцене, через рампу порой не перебрасывающейся. В первом акте после пленительных танцев Гадалки в красном и «представления» героев разворачивается сюжет театральной репетиции: труппа и режиссер обнажают закулисные процессы провинциального театра, здесь – на пустой сцене, в тренировочных костюмах – актеры отыгрывают замечательные пластические вариации – акробатически, цирково.

2022-05-11 20-02-38.jpg

Во втором действии наиболее полно раскрывается концепт театра в жизни – герои делятся на «актеров» и «людей»: хозяйка комнат, ее дочь ремингтонистка, студент, классная дама – лица реальные; служанка, доктор, чиновник – лица от театра, актеры, внедренные в дом для разыгрывания (по контракту) своей истории. Чеховская атмосфера (с венскими стульями, белой скатертью…) на протяжении действия взрывается игровыми номерами. Жизнеподобное существование актеров балансирует между психологическим и гиперболизировано условным, семейные и любовные неурядицы (а череда свиданий и соблазнений – сюжет этого акта) предстают комическими и слегка абсурдными. Жизненные дрязги утомительны по природе, поэтому лишь когда актеры отбрасывают всяческое правдоподобие, начинается подлинная (по Евреинову) жизнь. И хабалка-служанка становится балериной, красота искусственности завораживает сильнее всяких семейных сцен – как она поднимает ножку за уборкой стола, как наворачивает пируэты, сидя на шкафу. Как ненатурально действует герой-любовник, Дон Жуан, обольщая ремингтонистку, – нелепые и нежные касания, кружение вокруг стула, яркий флирт.

2022-05-11 21-27-54.jpg

Эксцентрика, клоунада и пантомима: когда актеры школы-студии средствами театральности раскрывают человеческие конфликты, живая энергия игры наполняет – и действие на сцене, и зал. Словно мимы, они действуют в сценах в эстетике немого кино – ускоренные движения и широкие, размашистые жесты – слов в многословной пьесе совсем не надо, чтобы передать смыслы.

Взаимопроникновение жизни и театра в итоге приводит к чуду: уже не театр как профессиональное сообщество, не театр в жизни, а театр как таковой. Цирк и кабаре, яркие парики и маски, бесконечные танцы и акробатические номера, задники-обрывки советских обоев превращаются в полотна художников модерна, а архетипические образы Арлекина, Коломбины и Пьеро становятся подлинными действующими лицами жизни.

2022-05-11 21-56-55_6.jpg

Постепенно по ходу спектакля уничтожая в игре пресловутое жизнеподобие, актеры выходят к истинному – искусственности, побеждающей скуку и нелепость реальности. По сути комическое действие завершается лирически: смерть дамы (конечно, от любви) – с пафосом конца – заканчивается тем, что по планшету перекатываются наши герои-мимы, а режиссер предлагает альтернативные развязки истории (можно и со счастливым концом).

Победа над смертью возможна – в театре. Как и все возможно – в игре, в иллюзии, в искусстве. Это драматическое сознание противоречия жизни и театра, достигающее пика в финале, – уже почти трагическая история.

Театр и жизнь по заветам Евреинова пока не сошлись. Пока реальность не превратилась в тотальную игру, пока они не вместе – не будет нам любви и счастья, а будет только немножко радостно – пока идет спектакль…

Алена ХОДЫКОВА,
студентка 3 курса театроведческого факультета
РГИСИ (Санкт-Петербург)


Фото Татьяны КУЧАРИНОЙ

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги