БТР-2022. День 2. Когда. Я


Когда заканчивается детство?

 

В числе первых спектаклей, показанных в рамках тринадцатого фестиваля «Будущее театральной России» в Ярославле, стал вербатим Хабаровского государственного института культуры «Когда. Я.» (Мастерская профессора, народной артистки России Т. В. Маслаковой, режиссер-постановщик А. Зверев). Этот спектакль – своеобразный калейдоскоп человеческих историй, смешных и драматичных, застенчивых и откровенных, позволит по-другому посмотреть на пространство, называемое Россией, которое так или иначе объединяет людей, как составляющая культурного, генетического кода.

 

Оказывается, что ты не один коллекционировал и бережно складывал в банку игрушки из киндер-сюрприза. Ты не один ненавидел в школе английский и мечтал учить другой язык, который казался проще и ближе. Ты не один считал кота своим лучшим другом. Ты не один гордился огромным количеством плюшевых собак, брал каждую ночь новых с собой в постель, извиняясь перед остальными, ведь у них есть душа, они всё понимают. И уж тем более все мы водили пальцем по узорам настенного ковра, а фантазия рисовала из замысловатых завитушек настоящих чудовищ.

 

Когда мы чувствуем страх, непонимание куда двигаться дальше, всегда и во все времена культура обращалась к прошлому, мифу и сказке, к мотиву детства, где всё просто и понятно. И в этом состоит актуальность выбранного материала.

 

Как таковой, вербатим – вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX-XXI веков, типологически соответствуя литературе нон-фикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами. Вербатим – также форма документального театра; спектакли выстраиваются на основе буквальных слов, произнесенных людьми, у которых взяли интервью по заранее заданной теме.

 

Часто вербатим называют технологией создания пьесы, одну из многих в современном театре, и технология эта причудливая, порой не самая удобная, требующая от актера особой концентрации. Нет четкого обозначения позиции драматурга на уровне создания текста. Вербатим рождается на глазах у зрителя. Всплывают воспоминания о детстве, у каждого о своем и о каком-то общем, в котором, кажется, мы были все вместе, неразлучны. В детстве мы видим счастье в простых мелочах и всех без исключения любим, всем доверяем.

 

Герой документального театра уязвим, одна из наиболее существенных проблем персонажа – его деперсонализация, человеческий фактор перестает быть интересен, в таком случае в тексте на месте героя появляется информатор. Чувство достоверности всегда связано с желанием театра вызвать какую-то определенную эмоцию у зрителя по отношению к герою. Отсюда рождается соучастие – каждый в зале предается воспоминаниям, начинает всхлипывать по мере развития монолога.

 

В спектакле мы видим все традиционные эстетические критерии вербатима:

Минимальное использование декораций и костюмов; Актеры играют без грима (вместо него – очаровательные вязаные тельца кукол с маленькими ручками и ножками, а головами становятся сами актеры, повествующие о детских воспоминаниях); Использование музыки оговорено автором и является важной частью исполнения (Песни Высоцкого, Пугачевой и немецкой группы Rammstein).

 

Часть 1: Когда заканчивается детство? Как часто мы задумывались над этим вопросом? Это ведь не происходит за одну ночь. Переход из детства ко взрослой жизни – длинный, тянущийся процесс открытий, не всегда радостных. Они накапливаются в памяти, рождают опыт, который перевешивает юную искренность и беззаботность на весах времени. Молодые актеры начинают говорить по одному, вспоминая, «когда я впервые…». В какой-то момент их голоса сливаются в единый хор. Первый опыт – всегда уникальный, всегда вспоминаются первые ощущения. Ребята играют босиком, каждым пальчиком пробуют почву, пробуют ходить, затем начинают прыгать и бегать. Матери зовут детей. Их голоса такие знакомые и заботливые, но в то же время, звучат так, будто призывают покинуть веселую игру, покинуть детство.

 

Часть 2: Что остаётся от детства? Артисты предлагают поиграть и рассказывают истории, по два человека: один представляет нынешний возраст героя, другой, с мягкой куклой – детские воспоминания, переродившиеся, осмысленные и не оставшиеся забытыми. У всех из далекого прошлого остаются какие-то предметы, ставшие нежным напоминанием. После каждой истории они накапливаются на авансцене, образуя под собой своего рода мемориал памяти.

 

Когда мы становимся взрослыми, мы приходим на этот мемориал. Вспоминаются компании, где нечётное количество людей, и почему-то именно ты остаешься тем, кому не нашлось пары. Так происходит знакомство с обидой. Когда я в первый раз почувствовал одиночество. Ведь, взрослый – это когда ты один. Детство не кончится, пока ты любишь всех вокруг и радуешься простым мелочам. Будет горький опыт и испытания, но важно пронести через них искру из детства, которая будет гореть в сердце всю жизнь.

 

Елена МЕДВЕДЕВА,

ГИТИС



X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги