БТР-2022. День 2. Мастерская. INSIDE


«Формальный» метод


Ярославский государственный театральный институт

«Мастерская. INSIDE»

Режиссеры – Наталья Хабарина, Виталий Новик


Восприятие класс-концерта мастерской театра кукол Натальи Хабариной сродни восприятию циркового представления: без сюжета, нарратива и каких-либо смысловых завихрений, зритель наблюдает метаморфозы формы, чудеса техники и мастерства, происходит непосредственное считывание того, как сделан тот или иной номер, как происходит реализация трюка – приема работы с куклой.

Студенты – как можно понять из названия – показывают внутреннюю жизнь мастерской. Ведет концерт ироничный и обаятельный старичок Эрнест Борисович Непомнящий – планшетная кукла, беспрестанно подкалывающая своих кукловодов (стебется и озвучивает – Илья Обухов). Эрнест кричит за кулисы: «Артем, подойди, я без тебя, как без рук». Артем Олконен – логично и комично – встает за управление руками куклы.

Начинается представление с пластических этюдов: «танец огня» Софьи Лапаевой – все тело девушки постепенно превращается в огненные всполохи. Эвелина Исламова – хрупкая фарфоровая куколка, ее ручки и ножки словно без костей, единственная опора – невидимый шарнир, управляемый донжуанистым Ильей Обуховым; классические отношения куклы и кукловода рассказаны языком нежно-страстного танца.

После освоения тела студенты переходят к демонстрации этюдов с разными видами кукол – перчаточные гейши, тростевые три мушкетера, планшетные влюбленные. Возникает и необычный вид – что-то вроде поясной куклы, только крепится она на уровне коленей, так что в игре задействованы ноги исполнителей. Таким способом представлен соблазнительный джазовый номер Софьи Лапаевой и Екатерины Манаевой, управляющих большегубой певицей Дейзи Дарк; и уморительный марш молодцеватых матросов «Яблочко», предваряет который небольшое взаимодействие с публикой – присядочка от зрителя-артиста под пение Эрнеста.

Основное настроение этюдов – игривый комизм. Лирика (и, кстати, нарратив) появляется в номере «Нерешительность». Планшетные куклы, сделанные Полиной Борисовой, – удивительно петербургские. Повесивший большой нос-каплю, закутанный в плащ, тихий и робкий старичок, его возлюбленная – застенчивая интеллигентка в неброском платье. Во всех движениях кукол – хрупкость, нервная резкость, дрожь и невесомость – как листики на ветру или как влюбленные Шагала летят они над сценой. Легкую сентиментальность разбавляет нелепость и милая робость старичка – как он изо всех сил держится за дом-чемодан, не желая из него выбраться. Как неловко, повесив нос и весь сгорбившись и отвернувшись, он дарит своей даме ромашку – размером с него самого. Еще прекрасное в этом номере – отношения кукольников с куклой: актеры (Владислав Камышников, Алексей Тетенов, Илья Батурин) и актрисы (Светлана Леткова, Мария Артибякина, Алия Гаттарова) сочувствуют, поддерживают, укоряют, советуют и сетуют, подталкивают к действию, вздыхают – они эмпатично включены в жизнь своих героев. История заканчивается хеппи эндом: пара попадает под дождь (зонт превращается в настоящий корабль, за штурвал которого становится посмелевший герой) и, чудом уцелев после «потопа», соединяется друг с другом. Такое трогательное и забавное, мастерски сделанное кукольное чудо.

Вторая часть класс-концерта – музыкальное шоу «Живой звук» – пародии студентов на известных певцов. «Выступали»: манерный сноб Александр Градский (Донат Гильманшин), инопланетянка Жанна Агузарова и клоунские музыканты группы «Браво» (Светлана Леткова, Владислав Камышников, Иван Герасимов), ловелас Элвис Пресли (Алексей Тетенов), протестный Виктор Цой (Илья Обухов), Джон Леннон и Йоко Оно «на чилле» и любви (Иван Герасимов и Алия Гаттарова), артисты из мюзикла «Кабаре» – обаятельная зверек-бейби Эвелина Исламова и светский антрепренер Владислав Камышников, великая Людмила Гурченко (Донат Гильманшин), воодушевленная дива Елена Образцова (Софья Лапаева), страстная актриса Алла Пугачева (Светлана Леткова). Студенты в этих номерах замечательно балансируют между вживанием и отстраненностью, легкой иронией и восхищением, естественно, демонстрируя мастерство голоса.

В хорошем театре кукол всегда помимо содержания внимание сосредотачивается на самой форме, в «Мастерской. INSIDE» главное – любование сделанностью, искусственностью, мастерством артистов-кукольников, которые с обаянием, юмором, но – что особенно важно – с бесконечным упоением проживают перед зрителем свою студенческую «жизнь в искусстве», демонстрируя красоту и силу театра кукол.

Алена ХОДЫКОВА,
РГИСИ



X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги