БТР-2022. День 3. Оглянись во гневе

Жизнь проста и незлобива…


Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, г. Москва

Джон Осборн. «Оглянись во гневе»

Мастерская н.а.России Б.В. Клюева

Художественный руководитель курса – Алексей Дубровский

Режиссер – Татьяна Аносова


В третий день фестиваля на Камерной сцене Театра им. Федора Волкова студенты выпускного курса Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России показали спектакль «Оглянись во гневе».

Впервые пьеса Джона Осборна была представлена 8 мая 1956 года в Лондоне в Королевском придворном театре «Ройял Корт». Здесь Харли Гранвилл-Баркер и Бернард Шоу еще в начале века осуществляли задачу, которая снова стоит перед труппой: контакт с современностью через современную драматургию. «Пьеса должна значить больше, чем режиссер, актеры, сценографы, и потому пьеса должна быть захватывающей и провокационной, словом – хитом».

Драматургия молодых обновила язык искусства, потребовала от режиссуры и актеров точного ощущения современности и претворения ее на подмостках в разнообразных художественных стилях – от поэтического натурализма до площадной сатиры. Подлинным пропагандистом новой драматургии становится театр Ройял Корт, который предоставил свою сцену молодым писателям. 

Молодые драматурги ставили целью расширение тематики, отказ от стилистики развлекательного и услужливого театра салонной драмы, включение в искусство проблематики среднего класса, поднявшегося в Англии после войны. Появление нового героя – Джимми Портера – открыто критикующего общество и эмоционально выплескивающего свой гнев на большие и малые заботы олицетворяло целое поколение.

Предметом художественного исследования стала философия аутсайдеров, личности, поставившей себя вне общества, романтически принимающей весь груз страданий и боли человечества, всего мира, личности, стремящейся понять, что такое жизнь, как должно жить. Призыв «оглянуться во гневе» означал потребность критиковать все язвы общества.

Джимми Портер выражает эмоциональный бунт, протест поколения, чей подростковый возраст пришелся на время войны, обманутого в первые послевоенные годы обещаниями лучшей жизни. И теперь эти молодые люди, вскормленные на обещаниях, живут в однокомнатной квартирке в Средней Англии.

На сцене – уютная шотландская клетка во всех её вариациях. Красный и зелёный цвета, деревянная фактура аккуратной, не крупной мебели, теплый свет лампы и вечерние газеты как часть английского культурного кода. На фоне – бессмертная «Summertime» Эллы Фицджеральд с противоречащими характеру главного героя словами «Летний зной, жизнь – проста, незлобива».

Во всех речах Джимми любовь и ненависть тесно связаны. Это характеризует и его отношение к общественной жизни, и к жене Элисон, его самому близкому человеку.

Одна из традиций ВТУ им. Щепкина и Малого театра – верность драматургическому материалу, тексту автора и ремаркам. Точность в действиях помогает обнажить партитуру сложных связей, сплетение всех со всеми, зависимость героев друг от друга. Ведь сложно бунтовать, когда ты один. В спектакле эмоции бьют через край, а путь от любви до ненависти проходят не только герои, но и зрители.

Трогательна и забавна игра в медведя и белку, которую начинают Джимми (Владислав Егоров) и Элисон (Виктория Рыженина), примиряясь после очередной ссоры. И снова совсем немного времени нужно, чтобы минута нежности переросла в изнуряющую череду выяснения отношений. Клифф (Павел Суханов), недалекий и покладистый человек, заявляющей о своей любви в чете Портеров, не способен их примирить. А старания Елены (Анастасия Кабанова) приносят ещё больший раздрай и путаницу.

Протест Джимми Портера, рвущего воскресные газеты и тиранящего жену, показывает и его силу, и его слабость. Герой отгородился от всего и всех, он расходует свою энергию нерасчетливо, нередко выглядит смешно и нелепо в своих жестоких подростковых выходках.

Отсутствующий в пьесе диалог между героями, где каждый мог бы услышать и понять друг друга, осуществляется на новом уровне, становясь диалогом героя с его современником – молодым заинтересованным зрителем. И именно этот новый диалог оказывается действенно драматичным, содержательным и масштабным.

Елена МЕДВЕДЕВА,

ГИТИС


X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги