БТР-2022. День 3. Токсины


Отравление – смерть

 

Ярославский государственный театральный институт

Кшиштоф Бизё. «Токсины»

Мастер курса – народный артист России, профессор Александр Кузин

Режиссёр – Елена Никифорова

 

Пространство, перечёркнутое красно-белой лентой. Звук скотча. Начинается спектакль мастерской А. С. Кузина «Токсины».


Эпизод первый. Об убийстве


В центре, примотанный скотчем к бочке молодой человек (Илья Гришин). Без сознания, он ждет своего приговора, ведь живым уже не уйти. Медленно, едва переступая, входит пожилой человек (Егор Кубрак). Трясущиеся руки протирают запотевшие очки. Напряженное тело ждёт хоть единого взгляда сожаления о содеянном; ждёт тот страх, который некогда был в его глазах.  Вместо этого пленник пытается вырваться, доказать свою невиновность На каждое слово или действие – истерический смех. И не важно, что пожилой мужчина показывает фотографии о всей жизни молодого человека. Не важно, что он следил за ним целый год; не важны даже снимки матери. Токсин изменяет сознание. Смех.

Звук капающей воды. На экране вырезки из газет об убийстве Роберта Маньковского. Пожилой мужчина следом показывает свою фотографию на третий день после избиения. Март, двое «пьяных придурка» с бейсбольными битами. Сегодня – отчаявшийся отец, потерявший сына. Отчаявшийся отец, запланировавший убийство молодого человека, а после и его друга Лукаша. Смех.

Выстрел в потолок. Теперь пленнику не до смеха, в слезах он признается, что был слишком пьян в тот день. Пожилой мужчина не спеша подходит к убийце и приставляет ружье. А на экране – его сын, улыбаясь, катается на велосипеде.

Стоп.

 

Эпизод второй. О подкупе.

 

Под фанфары на сцену выбегает пожилой мужчина – региональный координатор корпорации (Всеволод Смирнов-Шебешев). В его картине мира главное – честность. Плевать, как она будет влиять на людей, ведь они – просто масса.

Из шести кандидатов «шеф» на свою должность выбрал молодого мужчину (Владислав Картамышев). Обращаясь к нему «коллега», пожилой человек расспрашивает о компании, об их целях и мечтах. Словно подготавливая к новому месту, они саркастично говорят о личностном росте и о людях вообще. В их мировосприятии человек – не просто раб. Он должен добровольно захотеть стать таким, а править будут люди из самой корпорации.

Пожилой мужчина между перечислением плюсов новой должности – машина, зарплата – вскользь упоминает о сведении татуировок с тела молодого человека. Они – напоминание о пережитом, о силе. Корпорация не потерпит какого-либо проявления индивидуальности. Корпорация – и есть токсин, приводящий к гибели. Она хочет забрать последнее, что остается у человека – память. Путем подкупа превратить его в «добровольного» раба. Сопротивление.


Эпизод третий. О любви.


Длинные кудрявые волосы, кожанка, руки в браслетах – молодой мужчина (Милад Боху) быстро садится в машину. Тараторя, он пытается занять рассказами о своём «бизнесе» и собственной значимости. «Все является товаром, вопрос лишь в цене». Возможно, подобные мысли – побочный эффект наркодилерства или же непростой жизни без отца. Экспрессивный, вечно мечущийся, с заискивающим взглядом он старается выжить в этом мире. «Я сам не употребляю, у меня другие проблемы». Проблемы, наносящие разрушительный эффект.

Пожилой мужчина (Эрик Тарханидис) практически не обращает внимание на подхалимства. Вот уже год он покупает марихуану у Роберта, которую сразу же выкидывает. Его роль – условна. Наедине не пробивная маска равнодушного человека исчезает. Он – тот самый отец, бросивший Роберта с матерью много лет назад. Спустя год слежки и покупки товара, пожилой мужчина решил признаться во всем. В ответ он просит лишь посмотреть видеозапись, в которой все объясняет.

Оставшись один, Роберт швыряет пленку, никак не решаясь подобрать её. Медленное затемнение. Ответа снова нет.


Эпизод четвертый. Об одиночестве.

 

Токсин – есть пустота, раздирающая душу. Театр масок реальной жизни редко позволяет различить скрытую патологию. Вся защита исчезает, когда мы возвращаемся в детство.

Детский красный стульчик. Пожилой мужчина (Александр Ботяков) ставит его напротив фотографии старика. Влиятельный, в деловом костюме-тройке, он смотрит на своего учителя, заменявшего родителей. Во взгляде перемешались страх и почитание, обида и уважение.

Рядом стоит робкий молодой человек – Роберт (Артем Халанский). Объемная вязаная кофта, большие наивные глаза, зажатые плечи, проблемы с общением с людьми. Он хочет стать учителем литературы, возможно, следуя за своим наставником. Мужчины должны провести вместе ночь через неделю после смерти старика. В предсмертном письме он обещал прийти.

После нескольких выпитых рюмок, скрытный не столько по характеру, сколько по социальному статусу, пожилой мужчина слегка приспускает маску. В нем начинают просыпаться детские обиды, жалость к самому себе. Бросая Роберта в стену, кричит, что он напомнил ему себя двадцать лет назад. Они должны провести вместе ночь, которая изменит их.

Синий свет. Мигающая лампочка. «Он здесь был».

Роберт – больше не зажатый зеленый студент. В его глазах засветилась надежда. Расправив руки он стоит по середине сцены и чувствует снова, что совсем недавно потерял. Он нашел в себе силы противостоять пожилому мужчине, которым так восхищался старик. И никакие попытки сопротивления пожилого мужчины не могут ему помешать. Никакие утверждения, что старика нет.

Красный свет. Мигающая лампочка.


Эпизод пятый. Финальный.


«Токсин – яд биологического разложения». Справа в углу на матрасе, раскинув руки и ноги, лежит пожилой человек (Егор Кубрак). Он просыпается, лишь когда сын (Семён Сальников) кидает в него теннисные мячи. Отец вчера угрожал сыну убийством, а сегодня с похмелья просит лишь сигарету.

Молодой мужчина, между нападками на отца, пытается заставить его поесть – последняя капля проявления хоть какой-то заботы. Ему ничего не остается кроме алкоголя. Бутылка – последний способ стать немного ближе к отцу, которому он до сих пор даёт шанс, в которого верит. Даже после того, как его друзья увидели «обосравшегося» отца.

Пытаясь как-то вылить всю обиду и злость, молодой мужчина рисует на холсте лицо отца и сильно бьёт по нему. А в ответ лишь: «Сигарету». Достав пистолет, сын молит сказать что-то другое, ведь он мечтал поговорить с ним давно. Подсовывает под матрас шину, в надежде, что хоть что-то изменится в ответах отца. В ответ снова заевшая сигаретная пластинка.


Разделенный на пять эпизодов спектакль напоминает американские горки. Сначала зритель падает в бездну страха и отчаяния. А далее драматург Кшиштоф Бизё и режиссер Елена Никифорова аккуратно ведут нас за руку, показывая эмоциональное развитие героев, когда ключевой точкой становится крик, хотя порой хотелось бы шепота.

В последнем же эпизоде у зрителя не остается никакого шанса на выбор судьбы героев. Кульминация. Выстрел. Театр жестокости. 


Екатерина МУРУГОВА,
ГИТИС



X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги