БТР-2022. День 4. Фантазии Фарятьева
Сердце – это беда нашего времени
Воронежский государственный институт искусств
Алла Соколова. «Фантазии Фарятьева»
Художественный руководитель курса и режиссер – Юрий Овчинников
Пьеса Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» была написана в середине 70-х. Впервые ее поставил в 1976 году на сцене БДТ Сергей Юрский и сыграл в ней главную роль. А спустя три года Илья Авербах снял двухсерийный телефильм с Андреем Мироновым и Мариной Неёловой.
Пьеса о человеке, живущем в атмосфере нескончаемой тоски и духоты и вынужденном от этого верить в давно потерянный рай и родные души на других планетах, в наше время особо востребована. Ее ставят и ставят. Не остались в стороне и студенты Воронежского государственного института искусств, которые в своей постановке вывели на первый план человеческие взаимоотношения.
Юрий Овчинников, режиссер спектакля, воссоздает на сцене квартиру советского типа: у задника сцены и по бокам развешаны прозрачные занавески, у авансцены в самом центре стоит обеденный стол, а около кулис друг напротив друга – железная кровать и трюмо. Всё просто и лаконично.
Сам сюжет пьесы нельзя назвать сложным: Фарятьев с первого взгляда безумно влюбляется в Шуру, живущую с мамой и младшей сестрой Любой. Сам герой, человек непривлекательной наружности, зажатый и очень стеснительный, работает стоматологом и делит квартиру с престарелой тетей, которая, как и ее племянник, тоже немного не от мира сего. Шура, очарованная монологом Фарятьева о далеких планетах, соглашается стать его женой. Ее мать и тетушка Павлика уже строят планы переезда, но свадьбы так и не случится. Шура, наивно считающая, что Бедхудов любит ее, сбегает с ним, оставив Любу объясняться с Фарятьевым.
«Сердце – это беда нашего времени», – фраза, произнесенная тетей Павлика, оказывается лейтмотивом всего спектакля. Этим недугом страдают все герои постановки. Сердца персонажей буквально опутаны любовью, которая в интерпретации режиссера становится их пороком. Актеры словно плетут на сцене кружева из человеческих чувств, показывая, как легко в них запутаться и как невыносимо тяжело освободиться.
Отличительная особенность постановки – правильно найденный тон. Студентам удалось уйти от гибельного надрыва и агонии чувств. Через интонации, паузы, дополнительные смыслы произносимого, тончайший юмор они сумели показать внутреннюю трагедию каждого героя.
Ксения КАЗАНЦЕВА,
ГИТИС