БТР-2022. День 4. Метод Грёнхольма
Ярославский метод
Ярославский государственный театральный институт
Жорди Галсеран. «Метод Грёнхольма».
Мастер курса и режиссёр – народный артист России, профессор Александр Кузин
«Метод Грёнхольма», по пьесе испанского драматурга Жорди Галсерана, идет на площадках многих российских театров. Ее ставят как в небольших городах, так и в крупных: стоит вспомнить спектакли в Москве в Театре Наций, в Петербурге на сцене БДТ, в Омске. Востребованность пьесы заключается в ее особой конструкции. Герои, язык, время оказываются второстепенными. Здесь важно в первую очередь обратить внимание на то, как автор на протяжении всего действия держит интригу, как каждое следующее задание, полученное персонажами, представляет в нoвом cвете все предыдущие.
Герои пьесы – это четыре претендента на должность коммерческого директора транснациональной компании «Dikea». «На что они готовы пойти, ради достижения цели?», – главный вопрос, на который пытаются ответить студенты Ярославского государственного театрального института.
Сценография в спектакле аскетична и выдержана в красно-белых тонах. Зритель, попадая в аудиторию, видит перед собой прозрачную стену, а за ней белый кабинет, где будет проходить собеседование. Из предметов на сцене только четыре красных стула, расположенных друг напротив друга, стеклянный стол, на котором стоят бутылки с водой, стаканы и растительный террариум. В этом пространстве студенты, исполняющие роли циничных топ-менеджеров, будут выполнять задания, отправленные претендентам на телефон. Каждое последующее требование сложнее предыдущего. Помимо зрителей, следящих за действием через прозрачную стенку, существует еще один невидимый наблюдатель: сама корпорация, разместившая в белой комнате и за ее пределами (поверх прозрачной стены) экраны, на которых высвечиваются силуэты героев и задания, данные им.
Победителем эксперимента становится Фернандо Порта (Владислав Картамышев), самый дерзкий и безжалостный по отношению к конкурентам герой. Но радость персонажа продлится недолго. До тех пор, пока не случится финальный перевертыш. В последние минуты действия выяснится, что Фернандо и был настоящим и единственным кандидатом на должность, а трое других претендентов – это психологи компании, принимающей на работу.
Студенты, исполняющие роли Мерседес-Ньевес (Алена Паршина), Энрике Эстебана (Александр Ботяков) и Карлоса Мигеля (Денис Яровой), выйдя в пространство зрительного зала, через прозрачную стену наблюдают за Фернандо. Держа в руках стаканчики с кофе, персонажи рассуждают, подходит ли этот человек для работы в их корпорации. Энрике Эстебан и Карлос Мигель готовы поддержать его, видя в нем человека достаточно сильного и способного постоять за себя. Алена Паршина в роли Мерседес, передает возмущение своей героини, категорически не согласной с коллегами. Для нее Фернандо – полное ничтожество. И чтобы доказать это, она предлагает рассказать герою об эксперименте, в котором задания, предложенные для выполнения, были взяты из его биографии: смерть матери, развод из-за измены с коллегой, затяжная депрессия, нежелание общаться с братом из-за его нетрадиционной ориентации. «Если не сломается… если выстоит – я сама за него проголосую», – обещает Мерседес.
Но Фернандо не проходит финальный отбор. С каждым произнесенным Мерседес словом, герой Картамышева, уверенно воседающий на стуле с широко раскрытыми ногами, неожиданно для зрителя превращается в «маленького человека». Его кости, словно размякнув, в один миг лишают тело привычной опоры. Постепенно маска сползает на бок, показывая истинное лицо героя. Фернандо, играющий роль бездушного, циничного альфа-самца, оказывается человеком глубоко несчастным.
В этом заключается его главный промах, ведь корпорация «не нуждается в хорошем человеке, который выдает себя за сукиного сына». Им нужен «сукин сын, похожий на хорошего человека».
Ксения КАЗАНЦЕВА,
ГИТИС