БТР-2022. День 4. Правда – хорошо, а счастье лучше


Deus ex machine в унтер-офицерской оболочке

 

Новосибирский государственный театральный институт

А. Н. Островский. «Правда – хорошо, а счастье лучше»

Режиссер Евгений Арзамасцев.

Художественный руководитель курса – Марина Андреевна Шелевер

 

Студенты Новосибирского государственного театрального института представили не самую известную пьесу Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в комедийно-ироничном ключе. Спектакль классичен, построен по традиционным канонам. Условные белые декорации (скамейка, ширма-беседка и деревянный столик), которые можно представить и в чеховской постановке, и в постановках по практически любой пьесе Островского. Есть в этом некоторая наивная поэтичность, однако декорации выполняют только функциональную роль, не формируя дополнительных смыслов. В целом атмосфера спектакля напоминает традиции Малого театра.

Купеческое Замоскворечье в интерпретации новосибирцев ближе к провинциальной лубочности. Незамысловатая сюжетная картинка (строгая и богатая бабушка Мавра Тарасовна не дает внучке Поликсене выйти замуж за бедного приказчика Платона) раскрашивается актерскими индивидуальностями. Каждый актер находит для своего персонажа одну яркую краску. Это не характеры Островского, но четко очерченные типажи. При этом ясно выраженное «как принято» этих ролей открывает неожиданные интересные ассоциации.

Высокомерная и благородная строгость Софии Ермолаевой делает Мавру Тарасовну скорее княгиней, чем купчихой-тираном, а вечно кутящий Амос Панфилыч в исполнении Тимофея Зенина отдаленно похож на фата и авантюриста. Настоящую сущность жуликоватого приказчика Никандра Мухоярова (Никита Зубков) можно уловить во внешнем образе простачка по ехидному упоительному смеху над собственными шутками.

Платон в исполнении Никиты Лелюха оказывается не протагонистом, героем, противостоящим всему миру, а скорее частью того мира, против которого выступает с тирадой о правде. Он комичен в своем честолюбии и крикливой бессильности, его главной эмоцией становится бесконечная озлобленность на мир. Платон не вызывает сочувствия – роль выстроена так, что герой, твердящий о справедливости и правде, просто смешон, и в этом горькая правда самой жизни.

Конфликт поворачивается под особым углом. Победа условного положительного героя невозможна, и сам автор на этом настаивает: в финале нет победы Платона, только случай меняет решение Мавры Тарасовны. По сути, и главным героем оказывается совсем не Платон, и конфликт материального и душевного благополучия отходит на второй план перед фактом действительности.

Решающей силой оказывается не правда/справедливость (это было бы по-сказочному наивно), а случай. Ключевым персонажем становится Филицата, нянька Поликсены, сыгранная Валентиной Краузе энергично и наивно-обаятельно. По-прежнему проворная в преклонном возрасте, она разрубает барский гордиев узел с помощью его величества случая. Этот случай — упакованный в мундир Сила Ерофеич Грознов. Кажется, что его дубовому телу тесно в этом мундире, грозная сила, распирающая его, больше физической унтер-офицерской оболочки.

Грознов является как сила потусторонняя, deus ex machine, черт из табакерки, если угодно (не зря Филицата к колдуну ходила). Насупленный диковатый взгляд его смешит и пугает одновременно. Потому кардинальное перерождение Мавры Тарасовны не требует логического обоснования, как нет и логического обоснования «обостренного чувства справедливости» Платона.

Арина ХЕК,
РГИСИ



X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги