БТР-2022. День 5. Мастер-класс Александра Кузина
Медитация – концентрация – импровизация
Мастер-класс «Без страха и с удовольствием». Актерский тренинг.
Мастер – Александр Кузин, профессор, народный артист России, лауреат Международной премии Станиславского и премии имени народного артиста СССР М.И. Царева.
Тренинг, по определению Александра Сергеевича Кузина, – «система упражнений, выстроенных в определенный логический ряд».
Тренинг, состоявшийся 15 мая, – последовательно (от простого к сложному) работает с вниманием актера, предлагает задания на взаимодействие с предметом, собственным телом и партнером.
Главный партнер участников (студентов мастерской Кузина и гостей) – бамбуковая палка. Происходит выстраивание отношений актерского тела с предметом: сначала студенты находят «свою» палку среди других, дальше – протяженно, неторопливо учатся находить баланс, удерживая палку на голове или на ладони – таким образом, находя точку внимания («Внимание само по себе не может быть, только где-то» – А. Кузин).
Следующий этап – взаимодействие с партнером через бамбуковую палку. Поймав взгляд друг друга – обменяться палками, постоянно перемещаясь по площадке или стоя в большом круге.
Самое впечатляющее (и кажется, невероятно сложное) упражнение: создание студентами небольших пластических этюдов-импровизаций под музыку. Два человека, уперев палки в открытые ладони друг друга, под ритм рандомной музыки двигаются по площадке, «связанные» между собой неустойчивыми палками. Здесь возникают разные варианты отношений между партнерами – любовная история, «урок», «поединок» и множество невербализируемых совместных сюжетов.
Каждый раз возрастает число участников «номера» – и тройки-пятерки-и уже все участники пытаются выстроить некое целое – не уронив палку, не потеряв ритм музыки, создавая выразительные пластические вариации.
Бамбуковая палка – буквальная визуализация, с одной стороны, внимания, которое концентрируется в разные моменты на той или иной точке, с другой – связи с партнером по сцене. Мощная работа с телом, вниманием, партнером – здесь происходит обнажение сознательных механизмов построения этой работы, чтобы уже на площадке такие базовые элементы для органичного существования были – условно – «на автомате».
Участники тренинга – как можно понять – в восторге.
Виктория, Алтайский государственный институт культуры:
«Для меня это абсолютно новый опыт. То есть мы работали с телом, на внимание, но у нас другой комплекс тренинга, – здесь мне понравилась медитативная техника. Я поняла, что эти палочки – это и есть внимание, это непрерывная связь, которая должна быть. Непрерывное воздействие – такое, что убрать палочку, а оно останется».
Артем, Новосибирский государственный театральный институт:
«Тренинг для всего. Абсолютно всё тело подключается к верху и низу этой палки. Для меня это какая-то нереальная медитация, особенно, когда мы положили ее горизонтально на голову – я понял, что это такое – подключать именно ту часть тела, которую от нас просят подключить. Я именно этой частью головы чувствую, что у меня внимание здесь, оно будто жить отдельно начинает – и все тело к ней подключено».
Алена ХОДЫКОВА,
РГИСИ