БТР-2022. День 5. Вишневый сад
Не просто сад
Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), г. Санкт-Петербург
А.П. Чехов. «Вишневый сад»
Художественный руководитель курса и режиссер – Андрей Толшин
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» довольно часто воспринимается читателем, как социальная история о застое в человеческом сознании. Нередко в ней замечают одновременно и иронию, и своего рода сочувствие странным привычкам старого дворянства. Однако редко эта пьеса интерпретируется, как человеческая драма.
В этом плане постановка Андрея Толшина в исполнении студентов РГИСИ идет по сложному пути. Неспешное повествование в рамках текста пьесы, сопряжённое с редкими ярко эмоциональными сценами, как бы бросает пыль в глаза зрителю и погружает его в тягучую атмосферу провинциальной постепенно увядающей усадьбы. Тем не менее подобные эмоциональные качели не являют собой главное решение этой интерпретации, но имеют свою логику. После каждого эмоционального взрыва на сцене «ломается» часть усадьбы, что декорационно показано через срывание отдельных частей задника-экрана, изображающего стены здания. Результатом последнего такого «взрыва» становится уничтожение главной декорации и реликвии дома – векового шкафа.
Но главный символ спектакля отнюдь не метафорическое разрушение усадьбы и старых устоев. Второй акт постановки ясно дает понять, что в интерпретации А. Толшина — это не социальный дискурс, а личная драма помещицы Раневской, тяжело переживающей смерть сына, также как и необходимость покидать место его гибели.
Финал решается режиссером неожиданно для зрителя и логично в контексте данной сверхзадачи. Фирс остается один, оставленный пожинать плоды человеческого безразличия, но внезапно он видит за дверьми запертой усадьбы погибшего мальчика Гришу. Старый слуга начинает сетовать на беспечность своих уже бывших хозяев, вместе с этим становясь моложе. А затем помолодевший Фирс, взяв за руку Гришу, перешагивает границу покинутой усадьбы и уходит вместе с мальчиком в новый, лучший мир.
Артём ПЕРФИЛОВ,
ЯГТИ