БТР-2022. День 6. Стеклянный зверинец
Когда уйти – единственный выход
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Теннесси Уильямс. «Стеклянный зверинец»
Художественный руководитель курса – Тансулпан Бабичева
Режиссер – Рима Харисова
«Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса – автобиографическое произведение. Не случайно автор называет свое произведение «пьесой-воспоминанием», что подсказывает режиссеру, обратившемуся к этому материалу, способы решения постановки. Римма Харисова четко следует за драматургом. Ее спектакль, поставленный со студентами Уфимского института искусств, – это путешествие в прошлое. Зритель видит на сцене не реальную жизнь семьи Вингфилд, а именно воспоминание о ней главного героя пьесы. Для Тома (Василий Сурминов) эти воспоминания – незажившая душевная рана, что видно уже в самом начале спектакля.
Сцена, погруженная во мрак, озаряется синим светом, создавая таинственную, волшебную атмосферу. Стеклянные игрушки, развешанные на деревьях, поблескивают на свету. Из глубины сцены появляется фигура единорога в исполнении Алсу Асинбаевой (возможно, любимая стеклянная игрушка сестры ассоциируется у Тома с образом Лауры). Актриса плавно пересекает сцену и скрывается за дверью.
Резко меняется атмосфера спектакля. Синий свет рассеивается. Луч прожектора освещает лицо Тома, сидящего в правом углу. «Я повествователь пьесы, а также один из героев», – вскочив, произносит он. Представляя свою мать Аманду (Мария Шумилова) и сестру Лауру (Елена Пухова), Том подбегает к накрытому черным полотном обеденному столу. Под покрывалом оказываются застывшие фигуры матери и сестры, которые поочередно оживают. История начинается…
Отношения Тома и Аманды выстроены в спектакле жестко. Герои находятся в постоянном конфликте друг с другом. Как только между ними вспыхивает ссора, они хватают разбросанные по сцене булыжники – метафора, символизирующая камень преткновения. На пути к примирению герои постоянно сталкиваются с недопонимаем и нежеланием услышать друг друга.
Лаура, в отличие от Тома, не вступает в открытый конфликт с матерью. Девушка боится ее, поэтому при появлении Аманды героиня сжимается, сутулится и от волнения неосознанно начинает сильнее хромать. Чуткая, нежная Лаура пытается сгладить ссоры Тома с матерью, подтолкнуть их к примирению. Так, в одной из сцен героиня, нарочно споткнувшись, падает на лестнице, надеясь, что Том и Аманда бросятся помогать ей и таким образом забудут о своем конфликте.
Трагедия семьи Вингфилд в том, что Аманда боится признаться себе: ее жизнь пошла не туда. Этот страх движет всеми поступками героини. Он вытесняет теплые материнские чувства, заставляя ее, как заевшую пластинку, повторять взрослым детям одни и те же замечания, давать советы. Видя враждебное отношение Тома, Аманда чувствует, что сын мечтает сбежать из дома, что именно она делает своих детей несчастными, но она ни за что, никогда не признается себе в этом.
Во втором действии зритель предчувствует, что Том и Лаура неизбежно должны уйти, что и происходит в финале спектакля. Том уходит в скитания, а Лаура, боящаяся жить, сбегает в свои мечты, слушает виниловые пластинки на старом проигрывателе и рассматривает свою коллекцию стеклянных игрушек.
Спектакль Уфимского института искусств рассчитан на вдумчивого, сосредоточенного зрителя. Он не захватывает, а скорее склоняет к размышлению и рефлексии.
Ксения КАЗАНЦЕВА,
ГИТИС