БТР-2023. День 2. Двенадцать
«Революцьённая» чечетка
Владимирский областной колледж культуры и искусства
Александр Блок. «Двенадцать»
революцьённый tap-dans спектакль
Мастерская народного артиста России Николая Горохова
Режиссер — Владимир Кузнецов
Первым спектаклем, показанным в рамках программы «В параллель» фестиваля «Будущее театральной России», стал «революцьённый tap-dans», поставленный режиссером Владимиром Кузнецовым по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать» со студентами мастерской Николая Горохова Владимирского областного колледжа культуры и искусства.
В этой работе органично слились ритмичный, подвижный степ-танец и известный текст Блока, рассказывающий о сложных событиях истории нашей страны. Но обо всем по порядку.
Степ, зародившись в Америке в начале XVIII века, появился в России только двести лет спустя, пройдя при этом достаточно сложный путь. Один их сегодняшних «заразившихся» степом — режиссер Владимир Кузнецов. Не удивительно, что студенты Владимирского колледжа культуры и искусства с таким увлечение и достаточно мастеровито бьют степ на уроках своего педагога.
Интересной находкой режиссера-педагога стало соединение Блока и степа-танца в одном сценическом тексте. Сам режиссер называет то, что он делает, «творческим хулиганством». И оно, безусловно, присутствовало. Но в какой-то момент так весело начавшееся действо перетекает... в антиутопию с трагическим концом. Казалось бы, только что на сцене веселые ребята отбивали чечетку, и вот уже двенадцать новых апостолов то ли революционный держат шаг, то ли катятся в пропасть вместе со всей Россией, а заразительный, увлекающий степ «зазвучал» как выстрелы винтовок. Скорбящий лик Иисуса Христа (над головой которого отзеркаленные римские цифры — название поэмы — читаются как его «инициалы») смотрит на отряд марширующих в его сторону. Сильная сцена заставляет зрителей поежиться.
Спектакль наполнен множеством смыслов, не все из которых легко прочитываются. Режиссеру трудно отказаться от множества находок, пусть и интересных, выбрать те, которые работают на главные линии спектакля. Непонятно, кем же в итоге является фигура в красном: сама революция, красный террор или кто-то еще? Под чьим руководством ослепленные революцией люди маршируют? И действительно ли благое дело гораздо важнее чувств и переживаний одного человека, его жизни, в конце концов?
Безусловно одно — и спектакль в целом, и «революцьённая» чечетка никого не оставят равнодушными.
Виктория КНЯЗЕВА,
ЯГТИ, 1 курс