БТР-2023. День 2. Гомер. Илиада
Троянская война окончена.
Кто победил – не помню
Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко (Школа-студия МХАТ)
«Гомер. Илиада»
Мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина
Обращаясь к архетипу любой художник обречен на конфликт с привычным восприятием истории. Гомеровская "Илиада" и древнегреческая мифология получили уже множество интерпретаций. Зритель, пришедший на «Илиаду», жаждет получить свою законную порцию мифа с непременным троянским конем, жестокими богами и златокудрыми героями. У человека в зале почти всегда есть очень четкая картина того, как должен выглядеть представленный миф.
Студенты мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина невольно вызвали зрителей на эстетический поединок. В ходе битвы часть зрителей отступала из зала, не принимая, как им казалось, «неуместное осовременивание» греческого классика.
Мастерская Брусникиной и Щедрина, действительно, занимается сегодняшним днем, во многих своих спектаклях («ЧПР», «Бродский», «Транссиб») демонстрировала свою заинтересованность процессом, двигаясь практически на ощупь. Но точно не в «Илиаде». И что такое эта «современность»? Разве она только в джинсах, кроссовках и в гламуре?
Спектакль – это готовый продукт, это финал. Занимаясь лабораторным театром, мастерская пытается найти ответ на вопрос: что будет, если сюжет троянской войны столкнется с сегодняшним днем и будет проигран молодыми парнями, исполнявшими роли греческих воинов? И что происходит с девочками, которым суждено стать жертвами мужского эго? Спектакль «Гомер. Илиада» задает эти вопросы, но не дает ответов, демонстрируя жестокость войны.
При этом в спектакле совершенно нет прямых образов войны, и даже знаменитого троянского коня увидит не каждый. На сцене, кроме станков и проводов, изображавших молнии Зевса, практически ничего нет. Текст «Илиады» значительно сокращен, это усложняет восприятие. Из панорамы Троянской войны история превращается в сконцентрированную картину боевого ужаса. Бог тоже может ошибаться, герой не является героем, не всякие жертвы ради победы стоят ее. И во всем этом пытаются разобраться молодые ребята, имеющие право на ошибку.
Знаменитый полководец Агамемнон (Олег Сапиро) в результате становится беспомощным генералом, оставленным своими богами. А непобедимый воин Ахилл (Никита Языков) стал заурядной «машиной жестокости», да еще и уязвимой. Мужчины в спектакле одурманены войной, все, кроме Зевса (Егор Дроздов), который запутался в собственном могуществе. Война неподвластна даже богам, она выше их сил.
Весьма камерный спектакль "Гомер. Илиада" – это попытка вспомнить старую сказку и рассказать ее по-новому. Вдруг что-то оказалось былью.
Матвей МИХАЙЛОВ,
ГИТИС, 2 курс