БТР-2023. День 2. Как это сказать

Для Вас я поднимаю руки

 

Российская государственная специализированная академия искусств, Москва

«Как это сказать». Документальный спектакль

Художественный руководитель курса и режиссер – Екатерина Мигицко

 

Несмотря на многочисленное количество оппонентов, документальный жанр закрепился в театральной повестке, хотя и не смог пока сформулировать своего определения. Реальность объективна, но ее восприятие субъективно. Главная особенность неигрового театра — свобода выбора в оценке и отношении к происходящему.

Также в современной театральной повестке получил признание еще один вид театра, который в советское время не считался полноценным направлением искусства. Это инклюзивный театр, который дал не только возможность социализации, но и поддержку состояния здоровья множества людей с физическими нарушениями. Так возникал театр слепых, «Мимики и жеста», «Театр Простодушных» (для людей с синдромом дауна).

Поначалу зритель делал инклюзивному театру скидку, воспринимая его как процесс реабилитации. Но его Артисты вышли на сцены не просить жалости или сострадания, не требовали любви авансом, им не надо доказывать свое право на звание художника. Эти люди хотят заниматься искусством, и если это желание позволяет им реабилитировать или сохранить своё здоровье, значит, театр все еще может хоть что-то поменять.

Инструментарий документального театра открывает возможность обработать «факт происходящего с людьми». Так, почти в каждом инклюзивном театре есть «спектакль-знакомство», посвященный жизни людей с определёнными особенностями. Большинство этих спектаклей субъективны, они, как правило, подразумевают возможность свободной оценки и анализа происходящего, но зритель, привыкший маркировать физическое отклонение инвалидностью, вряд ли сразу поверит в оптимистическую концепцию «это не болезнь, это моя особенность».

Спектакль Екатерины Мигицко и ее студентов «Как это сказать», пожалуй, первая увиденная мной попытка поменять восприятие не только инклюзивного, но и документального театра. Основу спектакля составляет вербатим (интервью) глухих и слышащих людей разного возраста, профессий. При этом постановка не является «рефлексией на проблему». Всё – от взаимодействия с залом и до рассказанных историй – работает на создание общего языка. Это одна игра, в которой каждый имеет право не слышать или не понять.

Работа студентов РГСАИ демонстрирует возможность равного разговора, где спектакль сам генерирует правила игры: не важен факт того, что у кого-то особенность со слухом, важен процесс попытки понимания друг друга. Конечно, многое зависело от зала, который был настроен на восприятие спектакля, так как в первую очередь перед зрителем были талантливые актеры. К сожалению, объект под наблюдением перестает быть объектом, так как любая попытка демонстрации реальности или проговаривания конфликта в ней на театральной сцене, как правило, отменяет понятие документального театра. И даже если актер предлагает театру собственную проблему (как в случае «Как это сказать»), реальность здесь деформирована (наличие игры, музыки), она переведена в образ, смонтированный вербатим, это приспособленная для театра правда.

Два экрана, которые изначально выполняют функцию демонстрации титров, в процессе спектакля становятся прожекторами другой, недеформированной реальности, голоса на экране гораздо смелее. Кадры с маленькой девочкой, которая пытается услышать учителя, мальчик, говорящий про слезы матери, когда ему поставили диагноз… И именно в телевизоре появляется фраза «Я имею право вас не слышать». Экран гораздо удобнее для восприятия зрителя, находящегося в зале, ведь на сцене он этого, скорее всего, не заметит или не поймет.

Опыт студентов РГСАИ стал попыткой изменения системы координат в восприятии людей с особенностью слуха. Ведь, как уже было сказано, в пространстве этого спектакля все слышат и говорят, просто на разных языках. Речь – это не единственный инструмент переговоров. Спектакль «Как это сказать» не только про людей, играющих на сцене, но и про зрительный зал, который не договорился с самим собой, ведь в реальности вопрос «как это сказать?» звучит гораздо острее.

Актеры работают с залом, они пытаются найти общий язык. Первая часть спектакля посвящена как раз попытке выстроить контакт. Спектакль, начавшийся с титров: «Нам максимально важно задеть Ваши чувства...», в действительности влияет на все органы чувств. Это не история болезни или недуга, это утверждения состояния здоровья. Каждый из актеров рассказывает, как он покорил ту или иную букву, у кого-то не получалась буква Л, у кого-то Р, кто-то столкнулся с травлей или насилием. Актеры постоянно держат внимание зала, зритель становится участником диалога, ему предлагается не просто узнать о языке жестов, а попробовать договориться, и в первую очередь – с самим собой, осознать цену звука. Ведь для актеров спектакля «Как это сказать» звук – это событие, которое для многих из нас стало привычкой.

Матвей МИХАЙЛОВ,

ГИТИС, 2 курс

 

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги