БТР-2023. День 2. Мастер-класс Александра Созонова

Главное – это сопереживание

 

XIV фестиваль «Будущее театральной России»

Мастер-класс Александра Созонова «Инструменты иммерсивного театра»

 

Второй день фестиваля открыл Александр Созонов – главный режиссёр Театра драмы имени Фёдора Волкова. Он провёл для участников мастер-класс «Инструменты иммерсивного театра».

Александр Созонов – разносторонний человек с большим талантом и огромным потенциалом. Экономист по первому образованию, он с юности начал довольно успешную карьеру театрального деятеля, создал молодежный театр «ГОСТ», выигравший несколько тематических фестивалей регионального и российского уровня, а также Пражский Театр «Студия-Кси», первый русскоязычный театр на территории Чешской Республики, спектакли которого в скором времени стали лауреатами театральных фестивалей в Латвии и Германии. Продюсирование, кинорежиссура, режиссура мюзикла, балета и оперы, маркетинг, менеджмент, «Школа театрального лидера», - и это лишь немногое из его достижений. Создавая иммерсивный спектакль, необходимо продумывать каждую мельчайшую деталь, поэтому режиссёр должен уметь всё, быть «подкованным» в разных сферах. Это сложно, но, безусловно, интересно.

«Иммерсивный театр – это одна из форм современного интерактивного искусства, где зрителя стараются погрузить в разворачивающееся действие», – такое определение даёт Александр. За его плечами большой опыт работы над иммерсивными спектаклями, в абсолютно разных проектах, каждый из которых уникален, масштабен и удивителен. Среди них спектакли не только в театрах разных городов России, но и в автобусе, музеях и даже на территории бывшего завода «Кристалл». И все они доведены до идеала, и нет ни одной похожей работы, хотя бы отдалённо напоминающей предыдущую.

На мастер-классе Александр не только рассказал про свои работы, но и поделился приёмами и инструментами воздействия на зрителей, которые помогают ему в создании иммерсивных спектаклей, четко и доступно дал объяснение некоторым понятиям, необходимым для работы в этой сфере.

«Самый главный приём – это сопереживание, сочувствие», – говорит Александр. Поэтому так важно захватить зрителя, вовлечь его в происходящее, разрушить четвёртую стену и вместе с ним отправиться в этот неизведанный мир театра. Это и есть главная задача и прелесть иммерсивного театра.

Валерия БУСЛАЕВА

ГИТИС, 1 курс


Об иммерсивном театре… и не только


После окончания мастер-класса Александр Созонов дал интервью, в котором рассказал о своей театральной деятельности, предпочтениях в искусстве и планах на будущее.

– Как Вы решили связать жизнь с театром, имея экономическое образование? Как театр появился в вашей жизни?

– У нас был театральный класс, проходили театральные уроки, которые вёл в лицее педагог, окончивший ЛГИТМиК. И дальше постепенно школьная и студенческая самодеятельность довела до того, что в Чехии появился самодеятельный театр. И в какой-то момент увлечение из хобби переросло в дело всей жизни.

Всё началось уже после того, как я поступил в ВУЗ. Директор Элеонора Григорьевна Щиголева предложила мне возглавить театральный кружок в одной из школ. До сих пор загадка, как она так угадала и меня, и потребность учеников. Я стал педагогом по дополнительному образованию. Начал самостоятельно ставить сцены, проводить тренинги. Хотя, конечно, сам только начинал всему учиться.

На первом или втором курсе мне удалось поставить со своими студийцами-школьниками свой первый спектакль: «Старый-престарый сеньор с преогромными крыльями» по одноименному рассказу Габриэля Гарсиа Маркеса. Показывали в маленьком зале, была страшная духота. Успех, как говорится, был оглушительный. Кому-то даже поплохело от этого искусства – или от душной атмосферы… Но это была первая постановка, мини-спектакль минут на 35-40.

– Помимо иммерсивных спектаклей и крупных проектов, Вы ещё создали несколько театров, один из которых (молодежный театр «ГОСТ») – сразу после школы. Скажите, как проходил этот процесс? Может, у Вас была целая команда, или Вы один всем занимались?

– Молодёжный театр «ГОСТ» – это любительский театр. Встретились три человека: я, Андрей Опарин, который сейчас режиссёр в театре «Молодой человек», и Давид Катаев, тоже выпускник 29-ки. На кухне, в августе, когда только-только закончили школу. Не помню, как, но договорились, что будем делать театр. Это был любительский коллектив, где нет никакого распределения: все делают всё. Сами себе режиссёры, драматурги, актёры. По типу «Квартета И», но только «Квартет И» дорос до большого успеха, а в Ижевске это, разумеется, было невозможно.

– Что для Вас иммерсивный театр? Каким он должен быть лично в Вашем представлении? Считаете ли Вы, что за таким театром будущее?

– Иммерсивный театр – это всего лишь один из инструментов, которые должны быть у режиссёра всегда в кармане. Инструменты современного театра настолько разнообразны, что выделять что-то отдельное нет смысла и не хочется. Если говорить про иммерсивный театр как отдельный жанр… это всего лишь маленький, узенький сектор, и его популярность связана с веянием эпохи. Зритель, устав от компьютерных игр, от виртуальных собеседников, в театре ищет контакта с самим собой, со своим телом, с реальностью. Я думаю, что как только мы перебесимся с этим «тик-током», «инстаграмом» и так далее, мы снова вернёмся к обыкновенным интересам, и традиционный театр вновь будет в чести.

– Сейчас Вы являетесь главным режиссёром театра имени Федора Волкова, и я слышала, что Вы работаете над  спектаклем «Бегущая с волками». Можете рассказать, что это будет за постановка, чего ожидать зрителям?

– Сейчас я работаю над двумя спектаклями сразу. Один – это «Мегеры», про двух актрис, злейших подруг, как говорится. Одна киношная, другая театральная, и они вынуждены вместе работать, чтобы выжить. Их играют две ведущие актрисы Волковского театра – Татьяна Малькова и Ирина Сидорова. И это про внутреннюю жизнь и театра, и кино. И спектакль будет, с одной стороны, про то, как снимается сериал, а с другой стороны, про то, как развиваются или разваливаются женские актерские судьбы.

«Бегущая с волками» – будет выпускаться чуть позже – это тоже исследование женской природы, по мотивам известного бестселлера. Это про то, что такое новая женственность, что значит быть женщиной сегодня, как должен относиться мужчина к такой новой женщине.

И та, и другая пьеса пишутся специально под Волковский театр, что когда-то считалось хорошим тоном, а теперь – большая редкость.

– Какую драматургию, каких драматургов Вы предпочитаете? Как выбираете материал для спектаклей?

– Последние несколько моих спектаклей – это, так или иначе, адаптация классиков под новый современный язык, или это написание проекта вообще «с нуля». Я думаю, что сейчас театр должен идти в ногу и конкурировать с сериалами, с кинематографом. Не с точки зрения приёмов, инструментов, а с точки зрения языка, актуальности и способа актёрского существования. Поэтому, выбирая из двух вариантов, работать ли с известным, проверенным автором, который точно соберёт кассу, или с молодым, я выбираю риск – молодого драматурга и какую-нибудь неожиданную адаптацию. И весь мой прошлый сезон был построен именно на этом. И я думаю, что Волковский театр достоин того, чтобы для него, для его актёров и зрителей писали новые тексты, писали классные пьесы.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный театр?

– Для меня очень важно ездить по стране, путешествовать. Предыдущий сезон, когда я не был ещё главным режиссёром, я работал в Тамбове, снимал сериал, ставил в Красноярске, потом в Санкт-Петербурге, потом на Дальнем Востоке, в Москве, в Новосибирске. Потом была лаборатория в Волковском театре, и вот премьера 9 мая уже здесь, в Ярославле. И самое главное, что я заметил: никогда раньше не было такого чуткого внимания со стороны зрителя к тому, что происходит на сцене. И это по всей стране так. Почему? Потому что мы перестали доверять интернету, мы перестали доверять телевизору, соцсетям и вообще самим себе. Но мы доверяем театру. Потому что если ты неискренен на сцене, то это видно сразу. И это никаким монтажом, никакими спецэффектами не спрячешь. Именно поэтому сейчас такое пристальное внимание со стороны общества, со стороны властей к последнему островку искренности. Не только в России, а вообще в европейской культуре. А сейчас и Китай вкладывается в развитие театрального направления. Потому что современный театр – это инструмент познания человеком самого себя, с предельной искренностью, на которую способны только мы.


Беседу вела Валерия БУСЛАЕВА



X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги