БТР-2023. День 2. Мастер-класс Антона Егорова
Быть смелым, но не терять головы...
XIV фестиваль «Будущее театральной России»
«Шишигинская школа». Интенсив
Мастер-класс Антона Егорова «Сценический бой. Современные практики»
Антон Егоров, преподаватель ЯГТИ им. Ф. Шишигина, лауреат Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага» в номинации «Лучший исполнитель», дипломант конкурсов театральной пластики. Во время мастер-класса он познакомил студентов с актуальными методиками обучения сценическому и кинематографическому бою, а также базовыми элементами трюковой техники.
С Антоном Егоровым поговорила корреспондент «Отсебятины» София Сальникова (ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 1 курс).
— Антон Владимирович, сегодня в российской театральной школе вас знают как одного из молодых, ярко о себе заявивших преподавателей сценического движения. Как начался ваш путь в актерскую профессию?
— Это было в уже далеком 2007 году. Я решил поступать в ЯГТИ, подготовил программу (басня, стихи, проза), приехал в Ярославль, попробовался, мастеру Андрею Владимировичу Зубкову понравился. После окончания в 2011 году получил предложение остаться в институте в качестве педагога по сценическому движению.
— Почему вы выбрали преподавание, а не работу актером в театре?
— И артист, и педагог — профессии, в которых нужно жертвовать какую-то часть себя. Вот мне и показалось, что эту жертву я могу более успешно приносить через преподавание. То есть оправдать доверие своих педагогов, сделавших мне предложение работать на кафедре, и делиться тем, чем я овладел в институте, с будущими артистами.
— А как навыки сценического боя в будущем помогут артистам в профессии?
— На мастер-классе я затрагивал эту тему. Существует расхожее мнение о том, что люди, которые мелькают на экранах, театральных сценах, только и занимаются тем, что учат текст, а потом его репетируют на площадке. Но профессиональный артист должен владеть еще и другими навыками: вокальными, пластическими (движенческими), обладать определенным уровнем теоретических знаний. В театральном институте мы много занимались фехтованием, и я знаю, что такое шпага, знаю, как ее держать, и что-то я могу изобразить с ее помощью. Сценическое движение, как и сценическая речь, вокал и другие специальные дисциплины, не являются в школе чем-то дополнительным для того, чтобы стать артистом. Во всем этом я могу реализовать себя как артист, как творческая личность и, в первую очередь, при получении новых знаний, навыков, я все это должен перекладывать на свою актерскую творческую природу. То есть для чего мне, как артисту, сценический бой? Мы редко его видим в театре, чуть чаще — в кино, но дерутся не исполнители, а персонажи. Для меня, как исполнителя, важно, что вынуждает моего персонажа ударить партнера. Удар — это крайнее действие. Важно, что происходит до него. Что вынуждает меня это сделать? Я должен найти ответ на этот вопрос. Ведь мы не воспитываем бойцов ММА, не заставляем студентов бить так, чтобы одним ударом убить слона. Цель не в этом. Актерская задача в том, чтобы создать иллюзию для зрителя. Мы играем, мы «не на самом деле», то же самое — и с боем. Важно, чтобы зритель поверил, что я наношу настоящий удар, что я действительно хочу этого человека убить, но при этом я, как актер, понимаю, что передо мной мой партнер, товарищ.
— Чего вы прежде всего хотите, как педагог, от своих учеников?
— Чтобы они были людьми, все пропускали через свое творческое «сито», а не занимались сценическим движением как физкультурой. Мы занимаемся парной акробатикой, но мы не в цирковом училище. До того, что делают цирковые, нам очень далеко. И стремиться нам к этому тоже не нужно. Удивлять, поражать мы будем другим — мастерством актерского исполнения. Не тем, что мы делаем, а тем, как мы это делаем.
— Какая степень самоотдачи должна быть в работе актера?
— Полная. Здесь не может быть каких-то полудействий. Если я во время сценического боя должен ударить человека, то я буду это делать. Разумеется, при условии всех требований безопасности. Если я выполняю действие схематично, я превращаюсь из артиста в физкультурника. Мне сказали сделать, я делаю. Зачем? Не знаю. Не понимаю, чего я хочу этим добиться. Есть схема, которую мне поставили. Тогда я в ней не артист, а марионетка.
— На каких «китах» стоит ваш предмет?
— Наша ситуация, с одной стороны, крайне проста, а с другой — крайне сложна. Я хочу его ударить, и я не хочу, чтобы он ударил меня. Конфликт простой, понятный. Но важна природа возникновения того или иного движения, жеста. Все это нужно пропустить через себя — через человека. И значит, нужно постичь саму природу человека. Что побуждает, вынуждает меня совершить определенное движение, жест? Вся методика обучения сценическому движению строится именно на этом. Это и есть тот самый кит. Людям свойственно драться, свойственно защищаться, отстаивать свою позицию, свою точку зрения. Только область защиты и доказывания чего-то уже строится не на словесном, а на телесном.
— Какие главные советы вы дадите начинающим артистам?
— Больше рисковать. Актерская профессия — это сфера, где нужно не бояться, а пробовать, возможно, ошибаться и даже порой терпеть поражение. В первую очередь интересен путь, а не исключительно конечный результат. В искусстве актера нет предела, нет конкретной финальной точки: вот и все — я стал артистом. Артисту суждено учиться всю жизнь, не бояться экспериментировать, пробовать открывать новые горизонты, быть авантюрным, смелым и при этом — не терять головы...
Участники «Шишигинской школы» о мастер-классе Антона Егорова:
Артем Абросимов, ЯГТИ им. Ф. Шишигина, второй курс:
— На мастер-классе я посмотрел на сценический бой с другой стороны. Несмотря на то, что мы занимаемся им уже два года и с этим же педагогом — Антоном Владимировичем. И все равно я подчерпнул что-то новое и вспомнил старое.
Роман Абаленский, ЕГТИ, второй курс:
— Мне рассказали об очень сложном с точки зрения методики сценического боя на очень простом языке, да еще и занимательно. А педагог — харизматичный.
Валерий Корнев, ЕГТИ, второй курс:
— Педагог просто и доходчиво объяснял и показывал нужные актеру приемы сценического боя. Больше всего впечатлила работа с техникой. Например, как во время сценического боя мягко привести кулак к ладони.