БТР-2023. День 2. Мастер-класс Антона Егорова

Быть смелым, но не терять головы...

 

XIV фестиваль «Будущее театральной России»

«Шишигинская школа». Интенсив

Мастер-класс Антона Егорова «Сценический бой. Современные практики»

 

Антон Егоров, преподаватель ЯГТИ им. Ф. Шишигина, лауреат Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага» в номинации «Лучший исполнитель», дипломант конкурсов театральной пластики. Во время мастер-класса он познакомил студентов с актуальными методиками обучения сценическому и кинематографическому бою, а также базовыми элементами трюковой техники.

С Антоном Егоровым поговорила корреспондент «Отсебятины» София Сальникова (ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 1 курс).

 

— Антон Владимирович, сегодня в российской театральной школе вас знают как одного из молодых, ярко о себе заявивших преподавателей сценического движения. Как начался ваш путь в актерскую профессию?

 

— Это было в уже далеком 2007 году. Я решил поступать в ЯГТИ, подготовил программу (басня, стихи, проза), приехал в Ярославль, попробовался, мастеру Андрею Владимировичу Зубкову понравился. После окончания в 2011 году получил предложение остаться в институте в качестве педагога по сценическому движению.

 

— Почему вы выбрали преподавание, а не работу актером в театре?

 

— И артист, и педагог — профессии, в которых нужно жертвовать какую-то часть себя. Вот мне и показалось, что эту жертву я могу более успешно приносить через преподавание. То есть оправдать доверие своих педагогов, сделавших мне предложение работать на кафедре, и делиться тем, чем я овладел в институте, с будущими артистами.

 

— А как навыки сценического боя в будущем помогут артистам в профессии?

 

— На мастер-классе я затрагивал эту тему. Существует расхожее мнение о том, что люди, которые мелькают на экранах, театральных сценах, только и занимаются тем, что учат текст, а потом его репетируют на площадке. Но профессиональный артист должен владеть еще и другими навыками: вокальными, пластическими (движенческими), обладать определенным уровнем теоретических знаний. В театральном институте мы много занимались фехтованием, и я знаю, что такое шпага, знаю, как ее держать, и что-то я могу изобразить с ее помощью. Сценическое движение, как и сценическая речь, вокал и другие специальные дисциплины, не являются в школе чем-то дополнительным для того, чтобы стать артистом. Во всем этом я могу реализовать себя как артист, как творческая личность и, в первую очередь, при получении новых знаний, навыков, я все это должен перекладывать на свою актерскую творческую природу. То есть для чего мне, как артисту, сценический бой? Мы редко его видим в театре, чуть чаще — в кино, но дерутся не исполнители, а персонажи. Для меня, как исполнителя, важно, что вынуждает моего персонажа ударить партнера. Удар — это крайнее действие. Важно, что происходит до него. Что вынуждает меня это сделать? Я должен найти ответ на этот вопрос. Ведь мы не воспитываем бойцов ММА, не заставляем студентов бить так, чтобы одним ударом убить слона. Цель не в этом. Актерская задача в том, чтобы создать иллюзию для зрителя. Мы играем, мы «не на самом деле», то же самое — и с боем. Важно, чтобы зритель поверил, что я наношу настоящий удар, что я действительно хочу этого человека убить, но при этом я, как актер, понимаю, что передо мной мой партнер, товарищ.

 

— Чего вы прежде всего хотите, как педагог, от своих учеников?

 

— Чтобы они были людьми, все пропускали через свое творческое «сито», а не занимались сценическим движением как физкультурой. Мы занимаемся парной акробатикой, но мы не в цирковом училище. До того, что делают цирковые, нам очень далеко. И стремиться нам к этому тоже не нужно. Удивлять, поражать мы будем другим — мастерством актерского исполнения. Не тем, что мы делаем, а тем, как мы это делаем.

 

— Какая степень самоотдачи должна быть в работе актера?

 

— Полная. Здесь не может быть каких-то полудействий. Если я во время сценического боя должен ударить человека, то я буду это делать. Разумеется, при условии всех требований безопасности. Если я выполняю действие схематично, я превращаюсь из артиста в физкультурника. Мне сказали сделать, я делаю. Зачем? Не знаю. Не понимаю, чего я хочу этим добиться. Есть схема, которую мне поставили. Тогда я в ней не артист, а марионетка.

 

— На каких «китах» стоит ваш предмет?

 

— Наша ситуация, с одной стороны, крайне проста, а с другой — крайне сложна. Я хочу его ударить, и я не хочу, чтобы он ударил меня. Конфликт простой, понятный. Но важна природа возникновения того или иного движения, жеста. Все это нужно пропустить через себя — через человека. И значит, нужно постичь саму природу человека. Что побуждает, вынуждает меня совершить определенное движение, жест? Вся методика обучения сценическому движению строится именно на этом. Это и есть тот самый кит. Людям свойственно драться, свойственно защищаться, отстаивать свою позицию, свою точку зрения. Только область защиты и доказывания чего-то уже строится не на словесном, а на телесном.

 

— Какие главные советы вы дадите начинающим артистам?

 

— Больше рисковать. Актерская профессия — это сфера, где нужно не бояться, а пробовать, возможно, ошибаться и даже порой терпеть поражение. В первую очередь интересен путь, а не исключительно конечный результат. В искусстве актера нет предела, нет конкретной финальной точки: вот и все — я стал артистом. Артисту суждено учиться всю жизнь, не бояться экспериментировать, пробовать открывать новые горизонты, быть авантюрным, смелым и при этом — не терять головы...

 

 

Участники «Шишигинской школы» о мастер-классе Антона Егорова:

 

Артем Абросимов, ЯГТИ им. Ф. Шишигина, второй курс:

— На мастер-классе я посмотрел на сценический бой с другой стороны. Несмотря на то, что мы занимаемся им уже два года и с этим же педагогом — Антоном Владимировичем. И все равно я подчерпнул что-то новое и вспомнил старое.

 

Роман Абаленский, ЕГТИ, второй курс:

— Мне рассказали об очень сложном с точки зрения методики сценического боя на очень простом языке, да еще и занимательно. А педагог — харизматичный.


Валерий Корнев, ЕГТИ, второй курс:

— Педагог просто и доходчиво объяснял и показывал нужные актеру приемы сценического боя. Больше всего впечатлила работа с техникой. Например, как во время сценического боя мягко привести кулак к ладони.

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги