БТР-2023. День 2. Музей
Сталин Кирова убил в коридорчике…
Ярославский государственный театральный институт им. Фирса Шишигина
Евгений Водолазкин. «Музей»
Художественный руководитель курса и режиссер – Андрей Зубков
«Грустная повесть о том, как – по Гоголю – поссорились “два единственные человека, два единственные друга”», – пишет Евгений Водолазкин про пьесу «Музей», которую, однако, тяжело не отнести к историко-социальному пласту. Но стоит попытаться рассмотреть, прежде всего, общечеловеческую историю, в которой обстоятельства извне разрушили устоявшеюся гармонию.
Все герои – в белом. Белая сцена. Музей имени Кирова словно уже готов к открытию и ждёт, пока актёры доиграют и освободят пространство. При таком художественном оформлении происходящее воспринимается как нечто застывшее. Но вот звучит музыкальная вставка, во время которой происходит смена декораций: «Живем мы весело сегодня, а завтра будет веселей!»
Пространство внутри раззадоривает верткая Аэроплан. Она катается на роликовых коньках и привносит с собой небрежность и шутливость. Она абсолютно свободна и словно живет по своим законам. И ведь именно ей в первую очередь отведут роль вдовы Кирова, а не Маркус, с которой Киров прожил 30 лет.
Сам же убийца Кирова – Николаев выходит в полусогнутом состоянии и выпрямляется только когда говорит, как всех перестреляет. Его истеричность и неуравновешенность проявляется на протяжении всего спектакля, и Драуле легко удаётся довести его до точки кипения.
Врач, по-здоровому взвинченный человек, искренне готовый всех вылечить, заранее знает, как умрет его пациент, и произносит заключение о смерти во время разговора Сталина с Кировым.
С появлением Сталина меняется настроение спектакля – светлый фон темнеет, раздаются звука дождя и грома. Правильно тяжёлый и спокойный Иосиф являет собой абсолютное могущество. Киров же, словно чувствуя неизбежность смерти, неестественно оживлен. Ему приходится говорить о предложении новой должности, стоя на коленях. В сцене обсуждения смерти Кирова Сталин отчаянно катает друга по сцене на кресле. Он словно его парализовал.
Безжизненные холодные белые цвета пытаются перекрыть яркие, но такие же холодные тона, когда Киров в разговоре со Сталиным неоднократно повторяет, что он хочет жить. В спектакле действуют два Сталина. В конечном счете им удается убедить Кирова, что смерть сделает его бессмертным.
Красные туфли Драуле являются предзнаменованием неизбежной развязки. Она же раскидывает бумаги красного цвета в кабинете Кирова. Да и соратницы Кирова Маркус и Аэроплан уже поделили между собой график вдовствования. Сам Киров ждёт своей смерти.
Музей откроется. Гармония восстановится.
Нурия ЯМИЛОВА
ГИТИС, 2 курс
В дипломном спектакле «МУЗЕЙ» роли исполняют:
Сергей Миронович КИРОВ, секретарь Ленинградского комитета ВКП(б) — Кирилл ТИСЛЕНКОВ
Мария Львовна МАРКУС, соратница Кирова — Валерия НЕФЁДОВА
Мильда ДРАУЛЕ, сотрудница партийных органов — Дарья ГРИГОРЬЕВА / Арина ПОЛОВИНКИНА
Леонид Васильевич НИКОЛАЕВ, муж Мильды Драуле — Максим ЯМЩИКОВ / Семен ШЕСТЕРИКОВ
ИОСИФ СТАЛИН — Александр ЧИСТЯКОВ
СТАЛИН ИОСИФ — Дмитрий ПОЖЕНСКИЙ
АЭРОПЛАН, перевоспитанная — Валерия КОШКАРОВА / Маргарита ПРОВОТОРОВА
Филипп Демьянович МЕДВЕДЬ, начальник Ленинградского УНКВД — Андрей НЕДЕЛЬСКИЙ
СУОМАЛАЙНЕН, секретарь Кирова — Варвара ЛЕГОТИНА / Екатерина КОВАЛЕВСКАЯ
ЗАРУБАЕВ, директор Музея Кирова — Никита ЕРОХИН
СИСЯЕВА, сотрудница Музея Кирова — Софья МАТВЕЕВА
ВРАЧ — Семен ШЕСТЕРИКОВ / Данила КРАСНИЦКИЙ