БТР-2023. День 3. Буренушка
Разговоры о вечном
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Тансулпан Гарипова. «Бөйрәкәй» («Буренушка»)
Художественный руководитель курса и режиссер — Рима Харисова
Непростые обстоятельства жизни и трагичные события нередко озлобляют людей, лишают их самых важных человеческих качеств — сострадать, любить, заботиться. Главной героине спектакля «Буренушка» Барсынбике удалось совершить невозможное (по крайней мере, по меркам нашего времени) — вопреки всему сохранить и пронести в себе через весь путь любовь — к близким, к родной земле, к самой жизни.
Эти главные понятия — любовь, жизнь, судьба — будоражили умы людей во все времена. Никогда не угасала, передавалась из поколения в поколение заинтересованность в том, чтобы постичь все в них скрытое.
Молодые актеры и режиссер-педагог обращаются к жанру сторителлинга, набирающего популярность сегодня. С его помощью проще говорить о вечном, о том, что иногда за гранью человеческого понимания. Со сцены мы слышим историю башкирской семьи, жившей сто лет назад; сказку, которую героиня рассказывает своим детям; романтическую историю Девушки и ее возлюбленного, женившегося на другой; узнаем тайну рождения близнецов… Сторителлинг помогает погрузиться в эти повествования особенным образом — рассказанное воспринимается слегка отстраненно (ведь все это было очень давно и доподлинно неизвестно, было ли вообще…), но в то же время не оставляет равнодушным.
Декорации практически отсутствуют, однако сцена выглядит заполненной — здесь бурлит энергия артистов: они беспрестанно перемещаются по планшету сцены, ссорятся и радуются, поют и танцуют (в спектакле звучат народные башкирские песни «Не оступись, мой конь, когда идешь по бездорожью» и «Буренушка»).
Национальные напевы, костюмы, певучая башкирская речь делают спектакль особенно колоритным. Режиссер Рима Харисова отметила, что все занятые в спектакле юноши и девушки выросли в башкирских деревнях, поэтому обладают «звериной органикой». То, что актерам комфортно в их образах и в предлагаемых обстоятельствах, очевидно. Каждому слову и жесту безоговорочно веришь. Успех, с которым спектакль идет на сцене уфимского «Театра на Цурюпы», подтверждает и усиливает это доверие. Поверил выпускникам Государственного института искусств имени Загира Исмагилова и Ярославль.
Анастасия НЕСТЕРОВА,
ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 1 курс