БТР-2023. День 3. Земской доктор
Под звуки «Аиды»
Ярославский государственный театральный институт им. Фирса Шишигина
Михаил Булгаков. «Земской доктор»
Художественный руководитель курса – Андрей Зубков
Идея постановки, инсценировка и реализация – Алексей Косогоров
Продолжая ночную off-программу фестиваля, курс Андрея Зубкова сыграл «Земского доктора» по произведениям Булгакова.
Молодой врач Поляков уезжает из Москвы в глубинку. Огни, витрины и золото-красный партер Большого сменятся пустотой и холодом земской больницы. Спасаясь от одиночества и тяжких воспоминаний, Поляков принимает морфий, каждый день увеличивая дозу. Мучимый видениями, он теряет границы времени и пространства, но продолжает лечить людей. Объединив таким образом «Записки юного врача» и «Морфий», режиссёр рисует судьбу героя в деталях, чередуя его воспалённые фантазии с эпизодами из служебной практики.
Исполнитель главной роли Александр Чистяков от начала к концу спектакля проходит большой путь. Скромный и тихий, закутанный в драповое пальто, Поляков приезжает на станцию; хладнокровно и талантливо справляется с медицинскими эксцессами; наконец, просит добавки морфия с ненормальной улыбкой, брезгливо подёргиваясь. История превращения молодого врача в наркотически зависимого сыграна естественно и правдоподобно, с большим вниманием к деталям.
Чёткость мизансцен облегчает работу актёра. Пространство функционально: комната то размыкается в горизонталь, образуя больничный коридор, то смыкается, окружая Полякова. Свет и звук рисуют его галлюцинации: под арии из «Аиды» блуждает призрак любимой женщины, на раскидистое дерево ползёт гнусавый змей-искуситель. В контражуре проходят перед врачом пациенты, искажённые до неузнаваемости, и лишь краткие передышки между дозами возвращают его в реальность.
Несмотря на историю с морфинизмом, большинство сцен в спектакле – картины русского земства. История отношений Полякова с сотрудниками больницы – акушеркой Анной Николаевной, врачом Демьяненко, Власом – последовательный и точный сценический рассказ. Долгие зимние вечера они коротают за чаем – отламывают куски булки и рассказывают друг другу случаи из практики. А кругом далёким морем лежит мир: там идут войны и гремят революции…
Студенты проявили находчивость в поиске характерного колорита, не превратив роли в сгустки сценической выдумки. Спектакль полон правды; все бытовые сцены сыграны просто и внимательно. Актёры смогли уловить булгаковский тон: чаепития происходят накануне катастрофы, а образованный человек спокойно наблюдает за своей гибелью.
Может показаться, что жизнь Полякова растворилась в захолустье, но это не так. Он никогда не увидит Большой театр, не услышит оперу, но спасёт от смерти многих людей и будет согрет их благодарностью. В этом – его истинная судьба и предназначение.
София ШАПЕНКО,
ГИТИС, 1 курс
Сергей Васильевич Поляков, а также Радамес – Александр Чистяков
Анна Николаевна, а также Аида – Арина Половинкина
Демьяненко Анатолий Лукич – Кирилл Тисленков
Мельник, а также Царь – Никита Ерохин
Купец – Семён Шестериков
Марья Павловна – Валерия Кокшарова
Сифилитик, а также Гонец– Максим Ямщиков
Влас, а также Извозчик, Азазель, Рамфис – Дмитрий Поженский
Амнерис – Маргарита Провоторова
Роженица – Александра Вьюшкина