БТР-2023. День 4. Мастер-класс Виталия Новика

Этим надо жить

 

XIV фестиваль «Будущее театральной России»

«Шишигинская школа». Интенсив

Мастер-класс Виталия Новика по сценическому фехтованию

 

Виталий Новик, доцент ЯГТИ им. Фирса Шишигина, лауреат Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага», Международного фестиваля театральной пластики «Театр в движении», Международного конкурса-фестиваля «Актерское мастерство языком пластики».  

С Виталием Новиком встретилась корреспондент «Отсебятины» Дарья Батурина (ЯГТИ, 1 курс)

 

—   Виталий Сергеевич, что в вашей жизни сценическое фехтование — профессия или путь реализации себя как личности?

 

—   Преподавание сценического фехтования как и сценического боя и всех подобных дисциплин не может быть просто профессией. Наверное, это можно отнести ко всем театральным дисциплинам. Если ты пришел на занятие, что-то поделал и ушел, то это неправильно. Ты не сможешь студентов заинтересовать и сам не будешь развиваться. Этим, как и вообще актерской профессией, действительно, надо жить.

 

—   Сценическое фехтование — это искусство?

 

—   Конечно! Есть такое восточное утверждение «Сделай из хобби работу и никогда не работай». И это абсолютно правильно.

 

—   Что определило ваш выбор в пользу преподавания сценического фехтования?

 

—   Я всегда хотел заниматься фехтованием. Еще в детстве посмотрел «Три мушкетера», ну и… увлекся.

 

—   Как рождаются идеи для постановки трюков и боевых сцен?

 

—   Мы живем в большом мире, всегда есть на что посмотреть. Есть, например, такой фильм 77-го года Ридли Скотта, называется «Дуэлянты». Там очень интересная история. Это был первый фильм Ридли Скотта. Он позвал к себе очень известного уже на тот момент постановщика боёв Уильяма Хоббса, и с ним пришел не менее известный постановщих фехтования Тито Томассини. И Ридли Скотт сказал так: «Ребята, я хочу, чтобы у меня было много фехтования в фильме, только давайте без вот этой вот всей голливудской мишуры». До этого в фильмах было много фехтования, но в основном это было, скажем так, наивно и неправдоподобно. А он им сказал: «Сделайте, как в жизни». И этот фильм до сих пор один из непревзойденных примеров постановки фехтования. Поэтому говорить о том, что ты что-то придумал, в современном мире довольно трудно. Всегда так или иначе это компиляция из того, что уже было: ты где-то видел, ты где-то слышал. Так и придумываешь.

 

—   Почему современному актеру необходимо освоить навыки сценического фехтования? Ведь большинство в своей профессии его не используют.

 

—   Недавно я в одном театре ставил бои, и так получилось, что актер, с которым я работал, был очень возрастной — 73 года. Я его спросил: «Когда вы в последний раз фехтовали?». Он ответил: «Лет 50 назад». И тут до меня дошло, что фехтование в актерской профессии случается редко, но внезапно. А еще вопрос фактуры. Если парень высокий, широкоплечий, то велика вероятность, что он будет где-то фехтовать, а если фактура другая, то вероятность применить этот навык в профессии значительно ниже. Но нужно понимать, что современный подход к сценическому фехтованию — это не утилитарный навык владения холодным оружием, а мощнейший актерский тренинг. Причем ввиду того, что сценическое фехтование преподается на третьем курсе, получается очень полезный возврат к первому курсу, к тому самому «я вижу, слышу, понимаю». Как сказал один мой знакомый режиссер: «Занимаясь только фехтованием, ты не станешь актером, но и не занимаясь фехтованием, ты им не станешь».

 

—   Я прочитала вашу статью «Сценическое фехтование в современной театральной школе: актуальные практики». Вы пишете, что принцип «любым способом» является основным принципом настоящего боя. Значит ли это, что можно пренебрегать техникой? Если так, то учите ли вы технике нетехничного боя?

 

—   Философский вопрос. Я работал с очень известным французским постановщиком, его зовут Мишель Карлье. И был интересный стык школ. Они критиковали нас за излишнюю техничность, считали, что фехтование в бою не может быть настолько чистым, графичным. Но бывают разные жанры, ситуации. Как минимум, есть театр, а есть кино. И то, что мы делаем в театре, зачастую в кино делать нельзя, и наоборот. Поэтому здесь правильнее говорить о том, что актер должен обладать таким навыком, который может свободно изменяться, отталкиваясь от текущих задач. Как в цирке: клоун прыгает сальто, размахивает руками, падает, куда-то катится, а на самом деле он делает это сальто лучше, чем акробаты, потому что сделать сальто в группировке значительно проще, чем размахивая руками. Еще один пример, есть Сирано де Бержерак, блестящий фехтовальщик, а есть вельможа де Вальвер, который тоже умеет, но значительно хуже. И лучше должен фехтовать актер, который играет де Вальвера, потому что сложнее сыграть неумеющего.

 

—   А еще вы пишете о важности наименьшей энергозатратности во время сценического боя. Но разве естественность, которая лежит в основе, не диктует полную отдачу?

 

—   Мы должны понимать, что все бои в «Ромео и Джульетте», за исключением финального с Парисом, происходят в первой половине спектакля. Актер ведь не просто отфехтовал и ушел, ему после этого еще половину спектакля играть. Поэтому мы разрабатывали нашу школу, пытаясь сделать максимально удобно актеру. Это незаметно для зрителя. Правильная работа позволяет легче двигаться, лучше дышать. Опять же, вспоминая Сирано: он должен фехтовать и при этом говорить стихами, и все это он должен делать хорошо, иначе никто не поверит, что он блестящий поэт и воин, философ. Поэтому такие вещи обязательно должны быть включены в технику.

 

—   Какое оно – ваше педагогическое счастье?

 

—   Оно очень простое. Когда к тебе пришли люди, которые ничего не умеют, а потом раз — и они берут гран-при на международном фестивале сценического фехтования. Уже взрослые и уже многое понимают сами. Буквально недавно мои студенты ездили в Москву, снимались в кино и потом показали запись того, что они делали. Блестяще! Вот оно — педагогическое счастье.

 

—   Могут ли помешать навыки профессионального фехтования сценическому?

 

—   Тренеры разные, у каждого свои подходы, техники. Существуют ведь шпага, рапира, сабля. Сабельные техники больше мешают, рапирные чаще помогают. А вообще — все зависит от человека. Я даже так скажу: очень часто успехов добиваются девочки, которые занимаются танцами. Хотя кажется, что танец далёк от фехтования. Когда человек понимает, что такое движение, когда он знает, как выстроить свое тело и приспособить его к нужному движению, все выходит очень технично, очень красиво и зачастую лучше, чем у мужчин.

 

 Участники «Шишигинской школы» о мастер-классе Виталия Новика:

Екатерина Гафнер, Саратовский театральный институт, 2 курс:

На мастер-классе Виталия Сергеевича я впервые взяла в руки шпагу. Сначала был страх из-за того, что ничего не знаешь, не понимаешь и даже не предполагаешь, что может быть. Но потом нам рассказали, как держать оружие, как стоять, с чего начинать фехтовать. Ты получаешь основу предмета, в принципе понимаешь, зачем фехтование в актерской прфессии. Работа со шпагой не просто была работой с предметом, а с чем-то стоящим: ты понимаешь, какую большую роль шпага играет в бою, какую роль играет твое положение, стойка. И даже когда ты, девушка, вызываешь на дуэль, такое благородство начинаешь ощущать, несмотря на то, что это опасно и порой кроваво. Фехтование — это не просто вышел, помахал шпагой, кто-то умер, а кто-то нет. Фехтование — это ощущение чести. Это чувствуется через шпагу.

 

Илания Килочкина, Театральный колледж Крымского университета культуры и искусств, Симферополь:

Шпага в руках — это выплеск эмоций. И неважно, что все подстроено, ты четко знаешь, куда кто бьет, куда летит острие шпаги. Это еще и эстетически красиво, это эстетика боя. Фехтование сильно отличается от сценического боя без оружия. Бой — это более зверское проявление физической силы, в фехтовании доминирует эстетика.

 

Максим Шведов, ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 4 курс:

Самое главное — понимать, что ты не только «воюешь», но и играешь персонажа. Ведь отрывок состоит не толко из фехтования, но еще и актерской работы. Нельзя «загоняться» и уходить в какой-то отрыв, махая шпагой. Ты видишь партнера, держишь в руках опасное оружие и следишь, чтобы все было безопасно, ты управляешь всем, что происходит вокруг.

 

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги