БТР-2023. День 4. Парафраз
Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург
«Парафраз». Пластическая композиция
Художественный руководитель курса – Арвид Зеланд
Страстные и отточенные в первой части спектакля, парящие и очаровательно простые во второй, они покорили зрительный зал Учебного театра ЯГТИ и долго не могли уйти со сцены из-за продолжающихся аплодисментов. Питерский пластический спектакль «Парафраз» – это история о том, как много можно сказать без слов. Как выразительно богато может быть наше тело, жесты и мимика. Их истории читаются без слов и воспринимаются чувственно, на особом уровне.
Ещё до того, как актёры захватят пространство и начнутся горячие касания ног о сцену, на полу послушно лежат шпаги. Студенты мастерской выйдут и покажут превосходное владение предметом. Оружие для фехтования, мечи, палки подчиняются и отдают себя во власть актерских рук. В первой части показаны танец-сражение, танец-битва. Это исполнение, наполненное блеском холодного оружия, силой и характером.
Вторая часть резко контрастирует с первой. Меняется течение спектакля, оно становится более спокойным и плавным, но и здесь ребята демонстрируют прекрасное владение техникой сценического боя. Но теперь вырисовывается другой характер столкновения – дружески задорный.
Затем начинается соперничество между деревенскими девушками и парнями, они по очереди отнимают друг у друга пространство, но чувствуется, что это делается лишь для того, чтобы неизбежное соединение было ещё крепче.
Сцена наполняется деревенским воздухом – согревающий тёплый свет, звуки сельского утра, одежда для работы в поле. Ребята притягательно просты и наивны. Например, сцена, где девушки хотят искупаться в прохладной речке, и для этого привыкают к воде резкими ныряниями, а к ним подкрадётся удалец-молодец, до крика их перепугавший. Показано множество эпизодов из сельской жизни: мы видим, как нарастает градус драки в кабаке, и как конфликт моментально затихает при появлении слегка рассерженных, вышедших в красивых расписных платках жён.
Этюды по танцу, фехтованию, сценическому бою и пластике соединились и переплавились в спектакль. Мастерски поставленная хореография, потрясающее владение своим телом, энергия, заливающая все пространство, слаженная работа – совершенно ясно, почему зритель хотел оттянуть момент окончания спектакля и расставания с ребятами.
Нурия ЯМИЛОВА,
2 курс, ГИТИС