БТР-2023. День 4. Свои люди – сочтёмся
Игра в классика
Белгородский государственный институт искусств и культуры
А.Н. Островский. «Свои люди – сочтёмся»
Мастер курса и режиссер – Марина Русакова
Помимо основной программы и ночной программы-off на фестивале впервые проводится проект «В параллель». В него вошли постановки как профессиональных театральных курсов, так и тех, что открываются в непрофильных колледжах и вузах, которые также осуществляют подготовку актёров. Среди них – «Свои люди – сочтёмся» Белгородского института искусств и культуры.
Островский – отличный выбор для дипломного спектакля. Многоцветие языка, выпуклые, характерные герои, остросюжетные конфликты – тут и сценическая речь, и ансамбль, и мастерство актёра. Работает фантазия, ищутся оригинальные приёмы, которые расцветили бы «заигранную» роль новыми красками. Но бывает и так, что дело ограничивается самодемонстрацией, и пьеса превращается в читку, а драматическая игра – в декламацию.
С самого начала зрителю дают понять, что всё происходящее – игра в игре. Герои лихо отплясывают под фокстрот и «цыганочку», Рисположенский рассказывает «страшилки» в зловещем свете, пару раз появляется толпа кухарок и горничных, среди которых видна гувернантка Липочки – затянутая в корсет француженка. Декорации и костюмы предельно условны – чёрные трико и юбки расцвечены пятнами павловопосадских шалей, плетёные кресла и стулья легко передвигаются, освобождая пространство сцены.
Образы прочерчены схематично. Липочка – хваткая девица с резким голосом. Аграфена Кондратьевна – курочка-наседка, слабо защищающаяся от нападок дочери. Самсон Силыч – стареющий купец. Устинья Наумовна – бойкая, но простодушная сваха (хороша последняя сцена, где она тихо сокрушается о том, как жестоко обманута, обведена вокруг пальца). Лазарь Подхалюзин – полнокровный молодой человек с залихватскими жестами, напоминающий нового русского. Фоминишна – хромая и косая ключница, словно вылезшая из подземелья. Тишка – травести в чёрном берете à la Гаврош.
Каждый трудится со всей ответственностью, прекрасно справляясь с длинными речевыми оборотами, но динамики не рождается – герои одинаковы в начале и в конце спектакля. Даже Самсон Силыч – обманутый доверенным лицом, обанкротившийся, опозоренный долговой ямой и брошенный дочерью – не претерпевает никаких изменений, когда является в дом к Лазарю с просьбой заплатить должникам.
Внешне обозначены, но не сыграны развития отношений в семье Большовых: женитьба дочери и переезд в новый дом – важные события, но они не привносят новых акцентов. Постановку можно назвать скорее сценами из Островского, нежели полноценной комедией, что ни в коем случае не отменяет её театральности и сценического интереса.
Финал спектакля символичен – Лазарь репетирует приветственную речь на открытие магазина («Малого робёнка пришлёте – в луковице не обочтём»). Кружится хоровод героев, гаснет свет, и в этой кутерьме долетают до зрителя слова Лазаря – он произносит их со всей искренностью подлеца.
Выступив в ярких и запоминающихся образах, студенты Белгородского института искусств и культуры напомнили нам вечную истину: доверяй, но проверяй. Их искреннее стремление заразить зрителя и погрузить его в мир Островского не осталось незамеченным.
София ШАПЕНКО,
ГИТИС, 1 курс