БТР-2023. День 4. Зойкина квартира
Верить никому нельзя!
Новосибирский государственный театральный институт
Михаил Булгаков. «Зойкина квартира»
Режиссер — Павел Южаков
Большой город — это место сосредоточения всех возможных соблазнов. Мало кто способен не поддаться ни одному из них…
Михаил Булгаков в своих произведениях детально и обстоятельно говорил о слабости человеческой натуры, о неспособности противостоять искушениям. Так, Берлиоз в «Мастере и Маргарите» пострадал во многом из-за своей самоуверенности, герой «Собачьего сердца» Шариков не смог стать полноценным членом общества из-за пристрастия к выпивке и дерзкого нрава, а Зоя Пельц лишается свободы за незаконную деятельность… Всех этих персонажей объединяло одно — они жили в столице, следовательно, были окружены всяческими благами и удовольствиями.
Спектакль выпускного курса Новосибирского государственного театрального института по пьесе «Зойкина квартира» непринужденно и весело погружает зрителя в атмосферу Москвы 20-х годов прошлого столетия.
В квартире Зои — семь комнат (на это указывают межкомнатные двери на сцене), но события разворачиваются лишь в одной из них — той, где стоит красное кресло, созданное с помощью нескольких кубов. На этот предмет интерьера герои периодически присаживаются, а ближе ко второму действию кресло трансформируется в несколько стульев. Глава домового комитета сообщает Зое о необходимости уплотнения (участь профессора Преображенского и ее не миновала…), а та решает любой ценой остаться в своих комнатах.
Там, где Зоя, кипит жизнь — к ней часто кто-нибудь приходит, да и сама она охотно впускает в свое близкое окружение и Аметистова, и китайца, и Аллу… Все эти люди нужны ей лишь как «декорации» к «спектаклю», который героиня разыгрывает перед домовым комитетом. А какой спектакль без песен, танцев и неразделенной любви?..
В «Зойкиной квартире» много разноплановой музыки — можно услышать и группу «Агата Кристи», и Федора Шаляпина (бросается в глаза резкая смена освещения на этой композиции: едва начинает звучать «Сатана там правит бал…» — сцена подсвечивается красным светом, символизирующим жестокость, разрушение), и русские народные песни, под которые артисты пускаются в пляс…
Несмотря на разнообразие музыкального сопровождения, настроение спектакля остается юмористическим. То, как Зоя меняет предназначение своей квартиры, вызывает улыбку, поскольку эти перемены шиты белыми нитками — и китаец периодически переходит на чистый русский язык без акцента, и «горничная» Манюшка вовсе не та скромница, которой предстает в начале… Главная героиня спектакля не создала ателье, она лишь поиграла в ателье, подобно тому, как дети играют в магазин или больницу… Однако дети искренне верят в обстоятельства игры, поэтому, наблюдая за ними со стороны, тоже начинаешь верить в реальность происходящего в магазине или больнице. А взрослым, падким на различные соблазны, поверить сложнее — они лишены той искренности. Большой город и искренность — понятия несовместимые.
Обольянинов, обращаясь к главной героине, глубокомысленно изрекает: «Верить никому нельзя!». С ним трудно не согласиться…
Анастасия НЕСТЕРОВА,
ЯГТИ, 1 курс