БТР-2023. День 5. Хроники московского захолустья

Утро вечера мудренее

 

Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». Театральный институт

«Хроники московского захолустья» по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Мастер курса – Римма Белякова

Режиссер – Олег Загуменнов

 

 

Спектакль выпускного курса Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» называется «Хроники московского захолустья». Крайне любопытно приходить на спектакль с подобным названием, особенно москвичам. Третий звонок ещё не прозвучал, зритель проходит на свои места под пение птиц, лай собак, сразу погружаясь в атмосферу деревенского быта – края Москвы. Отлично найденное режиссёром Олегом Загумённовым решение. «Ну не всем же на Тверской жить!», – восклицает Настя, героиня пьесы. И с этим не поспоришь.

В этом спектакле есть всё, что зритель привык видеть в спектаклях по пьесам А.Н. Островского: любовь, которую проверяет на прочность «проза жизни» с её непростыми условиями, интригами и прелестями; пересечение различных человеческих характеров, злободневность их конфликтов; остроумные шутки, пронизывающие каждую сцену; лёгкое, почти невесомое звучание совершенно различных типов речи. Словно через невероятно внимательное увеличительное стекло автор раскрывает зрителю настоящую жизнь. Актёров ничуть не страшит моментами непривычно далёкий текст, анахронизмы, историзмы. Всё это они смело присваивают, говоря с залом на одном языке, увлекают, ясно рассказывают историю жизни одного московского захолустья.

       Сцена делится деревянными заборами на несколько участков, коричневые тканные полосы спускаются с потолка, изображая прочные стволы деревьев, на заднике виднеется другой берег реки с белокаменными стройными церквями, хорошо сложенными домами. Художественное решение спектакля даже не намекает на то, что спектакль этот – студенческий.

       Скромные, но точно подобранные костюмы отлично подчёркивают характеры персонажей, помогают в создании образов героев. Они не наскучивают архаичностью, не влекут за собой ощущения неправды.

       Отлично найден ход постепенного возникновения музыки: сначала один за другим выходят и начинают звучать гитаристы, из-за забора появляется девушка с бубном, затем из дальней кулисы к забору подходит и аккордеонист. Далее ожидаешь духовых, но появляются два мужика, пьющих из горла бутылки водку – ещё лучше. Что в музыкальном, что в драматическом действии прекрасен момент этого постепенного многосложного наслоения. Так на сцене тонко сплетается правда, истинная жизнь.

       Это очень верно, что в дипломном спектакле студенты-выпускники танцуют, играют и поют вживую, создавая тёплую домашнюю атмосферу. На таких красивых и обученных людей хочется смотреть, приятно проводить с ними этот вечер. Как хорошо слышно каждого, как живо актёры реагируют друг на друга, будто действительно пугаются от неожиданности, впервые встречаются, знакомятся, играют и полно проживают эту придуманную сценическую жизнь.

       Совершенно органично выглядят наши современники, помещённые в ушедшую эпоху. Хочется отметить всех и каждого в этом чутко сдирижированном актёрском ансамбле.

       Один молодой человек после спектакля сказал мне: «Ну, это классическая постановка Островского». Считаю это замечание достойным комплиментом, ведь соблазн быть модными, сложными в ущерб содержательности очень трудно преодолевается в театральных институтах наших дней. «А много ли ты видел хороших классических студенческих спектаклей по Островскому?» – молодой человек расплылся в улыбке. Попробуйте осуществить такую всего лишь «классическую постановку» – возникнет невероятное количество вопросов, трудностей и сомнений. Как сложно сделать просто, со вкусом, действительно смешно, легко, но не легкомысленно, и с дивным устремляющимся ввысь вектором внутренней составляющей. После таких спектаклей хочется заниматься театром, искусством, хочется делать, писать, любить и жить.

       Уверена, что это чудесный выбор режиссёра, раскрывающий перед студентами широкое поле возможностей, почвы для размышлений, а главное – для дальнейшего профессионального роста.

 

Аглая ТЮНИНА,

ГИТИС, 2 курс

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги