БТР-2023. День 5. Конёк-горбунок (2)
От шести до ста
Екатеринбургский государственный театральный институт
Пётр Ершов. «Конёк-горбунок»
Художественный руководитель курса – Андрей Неустроев
Режиссер – Антон Зольников
Удивить современных детей куда сложнее, чем тех, кто был детьми 30, 40, 50 лет назад. У сегодняшних мальчишек и девчонок есть модные гаджеты, они одеваются по последней моде и даже постигают азы финансовой грамотности. Но не стоит забывать о том, что дети во многом одинаковы, вне зависимости от эпохи, в которой живут. Во все времена они любят веселиться и слушать сказки, а еще непременно верят в чудо.
К счастью, об этом помнят студенты Андрея Неустроева и сам мастер. Привезенный на XIV фестиваль «Будущее театральной России» спектакль по сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» ориентирован именно на детей. На детей в возрасте от 6 до 100 лет.
Зрители еще проходят по рядам в поисках своих мест, а из динамиков уже раздается зазывающее: «Прозвучал первый/второй/третий звонок-горбунок! Ребята, рассаживайтесь по местам! Ну, скорее, скорее». А затем звучит голос главного героя — отважный Конёк просит юных театралов отключить телефоны. Эти нехитрые приемы интригуют, заставляют радостно предвкушать начало сказки даже тех, кто знает историю дружбы нерешительного Иванушки и Конька — странного маленького существа с огромным сердцем и человеческим разумом.
Опыт осовременивания классических произведений через театральные постановки далеко не всегда бывает удачным. Это понимали и молодые актеры, поэтому на серьезность не претендовали. На сайте фестиваля жанр спектакля определен как «бумажная скоморошина». Все персонажи — Старик с Сыновьями, Кони, Царь, Девица, Месяц — существуют на сцене раскованно, свободно, с шутками и присказками. Царь то и дело восклицает «Ёшки-матрешки!», его старший сын (тот, который «умный был детина») периодически повторяет алфавит, демонстрируя таким образом интеллект и образованность. Необычным способом перемещается по сцене Конёк — он не столько скачет, сколько ездит на самокате, и это роднит его с присутствующими в зале детьми.
А вот музыкальное оформление сказки оценят взрослые. В «Коньке-горбунке» нет детских мелодий. Но есть «Атаман» Виктора Цоя, «Травушка» группы «Мельница», слегка измененная «Верхом на звезде» Найка Борзова, а особенно счастливые моменты сказки ознаменовываются ключевой фразой «And I feeling good» из одноименной песни, исполняемой многими звездами зарубежной эстрады. На сцене стоит барабанная установка, также есть гитара — и то, и другое активно используется, делая атмосферу сказки особенно душевной, отчасти превращая ее то ли в концерт, то ли в квартирник, то ли в капустник.
В таком, на первый взгляд, бесхитростном спектакле сплетаются несколько жанров — периодически на сцене возникает театр теней (большая часть ночных сцен показана именно тенями), а Конёк лихо бьет степ.
Создатели и актеры спектакля ведут диалог с целевой аудиторией — детьми — как с равными. Наверное, это умение важнее всего в искусстве. Оно не делит людей на больших и маленьких, плохих и хороших, тех и иных.
Анастасия НЕСТЕРОВА,
ЯГТИ, 1 курс