БТР-2023. День 5. Королева красотЫ

У мамы дома на кухне…

 

Московский городской педагогический университет

Мартин МакДонах «Королева красотЫ»

Мастерская Карэна Бадалова

Режиссер – Егор Червяков

 

Спектакль «Королева красотЫ» по пьесе МакДонаха сыграли на 5-й день фестиваля. История о жизни двух самых близких людей – матери и дочери представлена студентами МГПУ мастерской Карэна Бадалова.

Пространство, в котором приходится жить Мэг и Морин, начинает угнетать ещё до начала действия. На сцене – небольшая комната, напоминающая куб. Основания – металлические тоненькие столбики. Нет ни стен, ни потолка, а потому кажется, что вырваться из этой комнаты и оказаться в просторном пространстве сцены достаточно легко. Но герои выходят за пределы своего существования только когда им необходимо открыть душу. Делают они это, исполняя песни группы АукцЫон.

В комнате печально висит поздравительная открытка «Happy Birthday 70», на которую с тоской смотрит мать Морис – именинница Мэг. Фоном раздаются звуки грома и дождя, им соответствует грустная мелодия и приглушенный свет. Сама Мэг играет на нагоняющем тоску баяне. На сцене появляется безжизненная Морин. Пройдёт некоторое время, прежде чем мать и дочь заговорят. Сначала они долго будут смотреть друг на друга, не испытывая тёплых чувств.

Что есть в жизни Морин, кроме отяжеляющих ее ухаживаний за матерью? На веревки привязано бесконечное множество банок для приготовления каши, в которой мать на самом деле не нуждается, но ей необходимо, чтобы дочь готовила для неё каждое утро. Морин кормит кур, но так ли им они нужны, если на завтрак ни разу не была приготовлена яичница? Нужно ли Морин все то, что она делает?

Такое течение жизни действует раздражающе на Морин. В итоге жизнь превратилась в вялотекущее существование с разбавкой в виде ссор с матерью. В общении с Мэг ответы дочери сначала звучат однотонно и пусто. Но в момент конфликта их голоса начинает бренчать и греметь в унисон стучащей посуде, которая словно тоже кричит от их ударов. Создаваемое напряжение не помещается в созданном матерью пространстве, и они выскакивают в зрительный зал. Но вот они уже снова спокойны, и Морин даже предлагает Мэг печенье.

Мать боится потерять дочь и поэтому ограждает территорию, обматывая ее лентой. Вернувшаяся Морин срывает внешнюю защиту матери, а вместе с ней и вывеску Happy Birthday, выключает радио, включенное матерью. Но внутреннюю капканную связь она преодолеть не в силах. Первый и единственный опыт отъезда из дома закончился провально, Морин попала в психбольницу, откуда мать забрала ее под свою ответственность, и теперь дочь обязана ухаживать за матерью.

В итоге Морин остаётся только срываться, а в остальное время бессмысленно существовать, надеясь, что когда-нибудь все изменится.

И вдруг появляется Пато Дули. Перед его выходом на сцену Морин в сердцах откроет душу матери и выйдет из комнаты, чтобы исполнить песню АукцЫона. В этот момент в их пустую комнату и заходит Пато. Он начинает переодеваться из повседневной одежды в более солидную, чтобы вновь появиться в жизни Морин, но уже изменившимся человеком – с момента их последней встречи прошло двадцать лет.

Абсолютно спокойный и рассудительный Пато словно погружает Морин в размеренную жизнь. Её чёрная толстовка сменилась на красное платье, которое ей очень идёт. Она ему делает массаж, он ей омывает ноги. Рядом с ним она как будто бы забыла, что значит истерить и ругаться.

Но не успевает пройти ночь, как в волшебное для Морин существование вторгается мать. Нет сомнений, что она задавила в Морин чувство собственного достоинства, и дочери хочется, чтобы другой человек возвысил ее перед матерью. Но вместо повторного признания от Пато, что она королева красоты, Морин слышит лишь просьбу прикрыться, что влечёт очередной выплеск агрессии. Мэг только рада лишний раз напомнить, что у неё имеется документ, подтверждающий нестабильное психическое состояние Морин. Мать не может смириться с мыслью, что дочь будет счастлива без неё.

Следующим исполнять песню АукцЫона будет Пато. Во время песни «Мечта» на Морин, сидящую на кухне, сыплются письма, которые невозможно поймать и среди которых не дошедшее до нее из-за матери письмо Пато с предложением уехать в Америку.

А в конце спектакля ещё одну песню АукцЫона исполнит сама мать. Заканчивать песню они будут вместе с дочерью, истерически и нервно, на разрыв аорты.

Дочь останется с матерью. От сцены, где Морин будет полузаботливо мыть Мэг голову, до сцены, в которой она будет готова обжечь матери руку, чтобы узнать правду, пройдёт пара секунд. Ясно, что дальше жить вместе они уже не смогут. Финал жизни Мэг остается непроясненным, каждый решает сам, причастна ли дочь к смерти матери.

В сцене разговора Морин и Рэй – сестрой Пато, той самой, через которую Пато передавал письма, которые не доходили до адресата, Морин просит передать Пато ее слова: «Королева красоты говорит гудбай». Так она прощается с надеждой на изменение жизни. Теперь ей остаётся дожидаться таких же одиноких Happy Birthday 70.

 

Нурия ЯМИЛОВА,

2 курс, ГИТИС

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги