БТР-2023. День 5. Мастер-класс Сергея Черкасского

XIV фестиваль «Будущее театральной России»

«Шишигинская школа». Интенсив

Мастер-класс Сергея Черкасского. «Зачем актеру школы Станиславского необходим Метод Страсберга?»

 

Сергей Черкасский, профессор, доктор искусствоведения, руководитель актерской мастерской Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), лауреат международной премии К. С. Станиславского. Признанный эксперт по системе Станиславского и театральной педагогике (проводил мастер-классы по системе Станиславского более чем в сорока театральных школах в почти двадцати странах мира).

С Сергеем Дмитриевичем Черкасским поговорили корреспонденты «Отсебятины» Виктория Князева и Анастасия Нестерова (ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 1 курс)

 

— Сергей Дмитриевич, может ли быть так, что актеру не подходит система Станиславского?

 

— А разве существуют люди, которым «не подходит» закон всемирного тяготения Ньютона? Так и с системой Станиславского. Это набор объективных законов психофизиологии человека. Он неизбежен для всех. Лев Додин сказал об этом: «Человек может ничего не знать о Станиславском, может не любить Станиславского, но если он играет правильно, значит, играет по Станиславскому».

Ли Страсберг, выдающийся американский педагог, многолетний руководитель театра «Груп» и Актерской студии, сделал следующий методический шаг в сценическом использовании психофизиологических ресурсов человека. Если раньше, когда мы еще только начали разбираться в различиях русской и американской школы, мы говорили «система Станиславского» и «Метод Страсберга (the Method)», то теперь важнее подчеркивать единство Системы и Метода. То, что делает Страсберг, не противоречит Станиславскому, а является следующим шагом, этапом развития его открытий.

 

Константин Сергеевич говорил: «Актер должен быть свободным». Каковы Ваши критерии свободы актера?

 

— Говоря об актерской свободе, Станиславский имел в виду в первую очередь освобождение мышц, отсутствие зажимов в теле. Это базовое условие. Далее следует свобода высказывания, свобода выражения своей позиции, своего видения пьесы.

 

Получается, что для актера первично тело, а не личностные качества?

 

— Личность актера первостепенна! Но я не видел ни одного актера «без тела». Даже актер, работающий в радиоспектакле, должен испытывать холод, жажду, другие ощущения. Иначе голос будет врать.

 

Можно ли в ходе упражнений на память физического действия или релаксацию понять, действительно ли человек что-то ощущает или же просто делает вид?

 

— Человек с развитым музыкальным слухом всегда слышит фальшивящего певца. Любой профессионал, у которого есть «нюх» на правду, некий внутренний камертон, да и просто внимательный зритель заметят притворство. Оно может проявиться в микро-моторике рук, движениях глаз…

 

Возможно ли развить это чутье?

 

— Да, как и любой профессиональный навык. Некоторые педагоги по вокалу ставят людей, не обладающих музыкальным слухом, в середину хора. Через год-полтора эти люди начинают лучше слышать, замечать фальшь.

 

Эмоциональная память тоже поддается «тренировке»?

 

— Эмоциональная память — основа творчества любого актера (и Станиславский это не раз подчеркивал). В той или иной степени она присутствует у каждого человека и, безусловно, развивается при наличии трудолюбия, способностей, желания. Но случается так, что будущие актеры, выдержав конкурс в сто человек на место и поступив в театральную школу, оказываются буквально не в состоянии учиться. Не все из них понимают, насколько это трудоемкое занятие — многие «сходят с дистанции». Одного таланта для реализации в профессии недостаточно, нужна трудоспособность.

 

Вы упоминали о видах спорта, способных навредить актеру. Назовите их, пожалуйста.

 

— Например, бодибилдинг. Он закрепощает тело. Обратите внимание — у всех бодибилдеров зажат плечевой пояс, они непластичны.

 

В ходе мастер-класса Вы рассказывали о том, что практикуете занятия йогой со студентами. Бывает ли так, что кто-то из них отвергает йогу? Как в таком случае выстраивается процесс обучения?

 

— Прежде всего, я пытаюсь понять причину отвержения. Человек может просто не хотеть вставать к первой паре. Я убеждаю таких студентов в том, что приходить на йогу все же нужно. Если студент уж слишком упирается, не желая заниматься йогой — мне жаль, ведь он лишается некоего важного способа познания себя, необходимого и в профессии, и в жизни. Но, по большому счету, любая методика одним нравится, а у других вызывает неприязнь — это нормально.

 

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги