БТР-2023. День 6. Подсобное хозяйство
А каждый всё-таки надеялся пожить…
Ярославский государственный театральный институт им. Фирса Шишигина
Владимир Жеребцов. «Подсобное хозяйство»
Художественный руководитель курса и режиссер – Сергей Куценко
В предпоследний день фестиваля студентами мастерской Сергея Куценко был сыгран спектакль «Подсобное хозяйство» («Чморик») по пьесе Владимира Жеребцова, написанной двадцать лет назад.
Автор место и время действия пьесы обозначил предельно точно – конец 1980-х, «космодром Байконур, вернее, его окраина, удаленная от Ленинска километров на 70». В спектакле время действия, судя по нарукавным шевронам с российскими флагами и нашивками с фамилией на груди, приближено к нашим дням.
Все события развиваются в «подсобном хозяйстве», а проще говоря – на свинарнике ракетной воинской части, который обеспечивает личный состав свининой. «Командует» этим «подразделением» сержант Александр Хрустяшин (Хруст), которому до дембеля остается месяца два. На свинарник он попросился сам, поскольку в части его стали травить как «стукача»: некоторое время назад, будучи дежурным по роте, Хруст не смог сам обуздать пьяного «деда», издевавшегося над молодыми солдатами, и доложил о его художествах дежурному по части. "Деда" отправили на губу, а Хрусту сослуживцы стали устраивать "тёмную".
В начале спектакля звучит голос Хрустяшина, читающего письмо домой, в котором он, отчаянно фантазируя, рассказывает о своей доблестной службе на космодроме. А зритель видит убогое убранство бытовки, где на койке спит автор письма. Его сон прерывает старший лейтенант Алтынов. Этим утром он привёз Хрусту нового подчинённого – молодого бойца Андрея Новикова. Типичный «ботаник», он был призван на службу со студенческой скамьи, и хотя вовсе не противился этой участи, но для армейской жизни был абсолютно не готов. Вот его и отправили на свинарник на «перевоспитание».
Появление Андрея (Данила Арустамов) сопровождается добродушной репликой «Здрасьте», адресованной старшему по званию и его новому командиру – сержанту Хрустяшину. Робкие, но такие искренние взгляды и действия Новикова явно контрастируют с неторопливым и уверенным существованием на сцене Хрустяшина (Максим Шведов).
Итак, сержанту поставлена цель – перевоспитать молодого солдата. Неторопливо расхаживая по сцене, Хрустяшин решительно приказывает салаге отдраить полы. Новиков, стоящий возле койки и радостно разбирающий сумку, как будто слегка каменеет, но тут же чистосердечно предлагает сначала позавтракать, а уж потом заняться уборкой. Это влечёт ещё более жесткое повторение приказа с резким: «Слышишь, ты, черпак недоделанный». Растерявшийся Андрей обращается к Хрустяшину по имени, словно пытаясь поговорить с товарищем, а не с унижающем его младшим сержантом. Конечно, в этой сцене симпатии зрителя всецело на стороне Новикова.
Но тут угрожающие удары в дверь заставляет Хрустяшина встрепенуться. В бытовке появляется Бес (Даниил Кобзев) – «дед из стройбата», занимающий там хлебное и не слишком хлопотное место заведующего складом. Бес одет в красную мастерку и футболку, солдатские штаны – «военный абсолютно невоенного вида». Это обрюзгший и неприятный тип, вершитель неписаного закона «дедовщины». В стройбат его отправили после того, как он ткнул арматуриной в глаз сослуживцу.
По пьесе, стройбат – это сборище уголовников, которых боится даже «дед» Хрустяшин. И когда Бес, накинув ему на шею нунчаки, начинает его душить, просто так – шутки ради, он лишь хнычет и слабо сопротивляется.
Видевший все это Новиков от страха прижимается к стене, не зная, что делать: бежать, кричать, попытаться помочь сержанту? Увиденное заставляет его по-новому взглянуть на место, в которое он попал, и он даже проникается сочувствием к Хрустяшину.
Следующее испытание для Новикова – приказ резать свинью. Несмотря ни на убеждения, ни на угрозы Хрустяшина, Новиков отказывается подчиняться приказу. Эта сцена становится переломной в их взаимоотношениях. Максиму Шведову удалось хорошо передать возникающее в душе Хрустяшина сочувствие к Новикову. Слушая его размышления о ценности жизни каждой гусеницы и бабочки, Хрустяшин понимает, что Андрей искренне верит в Бога, но советует ему скрывать это, иначе начальство не разрешит его сестре, приехавшей в часть, свидание с ним.
Однако сестре Новикова – Кате (Диана Бароян) всё же удаётся самостоятельно разыскать их «подсобное хозяйство». Вбежав в бытовку, она радостно обнимает Андрея. Девушка, ещё более наивная, чем сам Андрей, и не подозревает, чем может обернуться ее приезд. Видя тёплые семейные объятия, Хрустяшин внешне сохраняет свою сержантскую строгость, но видно, что его трогает искренняя забота брата и сестры друг о друге. А узнав от Кати, что Андрей в письмах упоминал Хрустяшина и писал о нем только хорошее, Саша сдерживает улыбку от приятного удивления.
Идилию встречи прерывает появившийся Бес. Увидев девушку, он решает вместе со своими дружками надругаться над ней и приказывает Хрусту вместе с Андреем ночью перетащить со склада украденный им линолеум. (Беса не пугает даже записанная в советском уголовном кодексе перспектива «вышки» за групповое изнасилование.)
Максим Шведов точно отыгрывает метания своего героя. Он поставлен перед выбором: спасти честь Кати, пойдя наперекор закону «дедовщины», или подчиниться Бесу. Следует сцена, в которой Хрустяшин рассказывает о причине, по которой Бес заставляет его и Андрея уйти. И Саше, и Андрею страшно, их нервы оголены, от перенапряжения они начинают кричать, Новиков в отчаянии бросается на Хрустяшина и нелепо бьет его кулаками. А Хрустяшин приказывает Андрею с сестрой бежать, пока не появились Бес с дружками. И когда стройбатовцы появились в свинарнике, Андрей и Катя были уже далеко.
Теперь Хрустяшина ждёт расплата – Бес с дружками-уголовниками грозятся его изнасиловать, а может быть – и убить. И вернувшийся утром в «подсобное хозяйство» Новиков решает остаться с товарищем, чтобы попытаться дать отпор озверевшим садистам или разделить его участь. Выбор сделан, в пространстве зависли неопределенность, неуверенность, брошенность.
Понимая, чем все закончится, Хрустяшин достаёт из тумбочки две белые футболки, которые берег для дембеля, и щедро делится одной с Новиковым – помирать, так в чистом. Теперь их отношения можно назвать братскими. Показательна сцена, в которой Андрей на предложение Саши запереть дверь отчаянно говорит: «Не нужно. Пусть не знают, что мы их боимся».
В ожидании прихода Беса, Хрустяшин пишет письмо домой. Слышатся крики и рёв – насильники подходят к двери…
На этом история обрывается, как и чтение письма Хрустяшина, которое он не успел дописать. Оно так и останется незавершённым.
Финал оглушает зрителя, испытывающего глубокое сочувствие к Новикову и Хрустяшину, ощущением несправедливости происходящего. Ярославским студентам удалось схватить характеры своих персонажей и точно передать его на сцене. Абсолютно поверив игре актеров, зрители провожают их горячими аплодисментами…
Нурия ЯМИЛОВА,
ГИТИС, 2 курс